Бриллианты Людмилы Зыкиной

Когда в юности она пришла на прослушивание в Академический русский народный хор им. Пятницкого (конкурс был 1500 человек на место), взяли только трех парней и ее — Людмилу. Так впервые и навсегда была признана избранность ее полнозвучного, мягкого меццо-сопрано. Фото РИА «Новости».

Академический русский народный ансамбль «Россия» впервые приехал на Урал уже без Зыкиной. Это был гастрольный тур Тюмень — Екатеринбург — Киров — Москва. И в ДК Лаврова — всего лишь одна из очередных репетиций. Но худрук и главный дирижёр «России» Дмитрий ДМИТРИЕНКО был неумолим: «Что за „Тройка“? Характера нет... И снег — не снег у вас, а вата. Поддайте, поддайте снежку...». Тем больше возникало вопросов, как же это было «при Зыкиной»?

— «Россия» — абсолютно мужской ансамбль. Это каприз Людмилы Георгиевны? Чтобы солистка смотрелась эффектнее?

— Ей этого не надо было. Она и так была королевой. На любом фоне. Мужской состав объясняется частыми гастролями. За всё время в ансамбле, вы правы, была единственная женщина, гусляр.

— Празднование 85-летия Зыкиной, к сожалению, началось с обмусоливания по разным телеканалам давней истории о бриллиантах...

— Если б вы знали, сколько мы от этого натерпелись! Однажды, в период бриллиантовой истерии, после одного из провокационных звонков в офис я не выдержал: «Бриллианты вас интересуют? Самый большой хранится у нас. Приезжайте. Покажем». «Да что вы?!» — чувствую: на другом конце провода аж «в зобу дыханье спёрло». — «А что это?». А это, отвечаю, — ансамбль «Россия», в который Зыкина вложила весь свой мощный и светлый талант. Она определила состав ансамбля, его стиль, вместе с баянистом и дирижёром Виктором Гридиным — многие аранжировки. Именно она задала «России» высочайшую планку мастерства, что было свойственно и ей самой как певице. Кредо ансамбля — «Ни одной ноты впустую!».

— Боюсь банального вопроса, но — самые хитовые зыкинские мелодии сохраняются в репертуаре?

— А как же?! «Оренбургский платок», «Течёт Волга», «Мама, милая мама»... Исполнители другие. С нами нередко выступает Ольга Чиркова из Воронежа. Людмила Георгиевна благоволила к ней, тогда ещё молодой, начинающей. Многие, видя их вместе за кулисами или услышав со сцены, ахали: «Оля — вторая Зыкина! Так похожа...». «Оля — первая Чиркова. А похожа на свою маму», — обычно отвечала Людмила Георгиевна. Она поддерживала многих молодых, приглашала выступить в концертах «России». Но подражательства не терпела. В каждом ей была дорога его самобытность. Только его!

— Племянники и домработницы Зыкиной продолжают делить её бриллианты. И, похоже, не сильно озабочены судьбой истинных ценностей — её творческого наследия. Ноты, аранжировки... Нет мысли о музее Людмилы Зыкиной?

— Музей будет! Обязательно. Зал, посвящённый Зыкиной, есть уже и сегодня — в Коломенском, где она любила выступать. Но ансамбль сохраняет редчайшую нотную библиотеку Людмилы Георгиевны, с уникальными аранжировками именно для её голоса. Композиторы Соболев, Темнов, Гридин, замечательные аранжировщики, писали специально для неё, отлично понимая, в «огранке» какого аккомпанемента выразительнее всего звучит её тембр, теплота её голоса.

Сохраняются все её концертные платья, многие фотографии... Пока офис «России» по-прежнему на Фрунзенской набережной. Но ещё при жизни Людмилы Георгиевны ансамблю было передано здание ДК Железнодорожников — а это 2,5 тысячи квадратных метров. Как только завершится капитальный ремонт, переедем туда. А на Фрунзенской набережной есть идея создать Музей русской песни имени Людмилы Зыкиной. Более того (открою заветное!) — есть идея переименовать и набережную. Это никого не обидит: в Москве есть и улица, и метро имени Фрунзе. Зато представляете, как это было бы достойно?!Музей русской песни на... Набережной Зыкиной.

— Для россиян Зыкина и ансамбль «Россия» — безусловные кумиры. Но недавно услышала удивительное: ансамбль оказался востребован в... Голливуде?

— Да, история красноречивая. В сентябре прошлого года режиссёр Уэс Андерсон пригласил ансамбль для записи саундтрека к фильму «Отель «Гранд Будапешт». Оказалось, композитор Александр Депла написал к фильму мелодию... нет, не нашу, не русскую, но навеянную звучанием русских балалаек.

И вот мы записываем саундтрек, и честно говоря, уже подустали от дублей, пресытились этой музыкой. В одном из перерывов, не сговариваясь, начали играть наш любимый «Светит месяц». Минуты не прошло — в студию вбегает Уэс Андерсон с криком: «Что это? Я хочу эту музыку в фильм!». Так и случилось. Под наш «Светит месяц» идут титры фильма «Оте­ль «Гранд Будапешт».

Старая истина: мы не ценим того, что имеем. Не ощущаем порой прелесть того, что нас окружает. За рубежом это воспринимаешь острее. Знали бы вы, как любят Зыкину, её песни в Японии, Америке, Китае! В Северной Корее она, вообще, — национальный герой. Она обладала гипнотическим талантом, способным влюблять в «русское». В русскую силу, душевность. В раздолье русской песни.

Долгие годы, будучи, по сути, полпредом русской песни, она много сделала для взаимного интереса разных культур. «Россия» и сегодня ощущает это на себе. В ноябре были приглашены в Пекин, на совместный концерт с Китайским национальным оркестром. Китайские пипа (многострунная гитара), арху (даже аналога не подберу) и шэн так выразительно звучали в ансамбле с русскими балалайками, баяном, домрами. Шэн — вообще, прапрадедушка нашего баяна...

Интерес мира к русской музыке столь велик, что, представляете, те же китайцы на своих национальных инструментах отважились играть мелодии из «Руслана и Людмилы» Глинки...

— Ну, а мы-то, россияне, хотя бы в дни юбилея Зыкиной услышим «мелодии Людмилы»?

— Если вы о ТВ и радио, то... Включая телевизор, я обычно впадаю в ярость. Русское изгнано из эфира. Электронные СМИ давно приклеили к народному искусству ярлык — «неформат». Но пока мы не разучились любить, чувствовать — с народной музыкой ничего плохого не случится.

Весь этот год — юбилейный, зыкинский. К 85-летию Людмилы Георгиевны состоится большой концерт в Кремле, во Дворце съездов, всероссийская конференция, трёхчасовой концертный марафон (на котором мы хотели бы видеть и Уральский народный хор). В Коломенском, где Зыкина обычно проводила свои юбилеи, именно в День России откроется II Русский фестиваль — по нашей инициативе и с посвящением певице. А в Нижегородской области, в посёлке Бутурлино, вновь стартует конкурс самодеятельных исполнителей русской песни «Вишнёвая метель». Невероятно красивый! Самодеятельные певцы настолько раскрепощены, ярки, самобытны — порой на диво профессионалам! Именно такие бриллианты и искала в народной культуре Людмила Зыкина.

Досье «ОГ»

Ансамбль «Россия» создан в 1977 г. по инициативе Людмилы Зыкиной. Уникален по составу: каждый музыкант — не только талантливый ансамблевый исполнитель, но и солист.

«Музыкальное крещение» состоялось в Карнеги-холле, где коллектив дал более 40 концертов. В течение 30 лет, во главе с великой русской певицей, ансамбль был одним из ведущих гастролирующих коллективов страны. Записано более 30 компакт-дисков и пластинок.

В 2009 г. ансамблю «Россия» присвоено имя Людмилы Зыкиной.

Областная газета Свердловской области