Последний рейс «Титаника»

Момент съёмок «Титаника». С цифровыми камерами операторам, конечно, проще. Но кино, снятое на плёнку, обладает особым очарованием. Неизвестный фотограф

Момент съёмок «Титаника». С цифровыми камерами операторам, конечно, проще. Но кино, снятое на плёнку, обладает особым очарованием. Неизвестный фотограф

Один из старейших кинотеатров области – екатеринбургский «Салют» – попрощался вчера с плёночным оборудованием. Отныне фильмы в этом кинотеатре, как и во многих других залах столицы Среднего Урала, будут транслироваться только в «цифре». Попрощаться решили в знаковый для кинотеатра день – 19 декабря 1997 года на экраны вышел фильм «Титаник», прокат которого в «Салюте» длился дольше всего на планете (1 год и 7 месяцев). Вчера последний раз на плёночном оборудовании зрителям представили ту самую ленту.

Книга рекордов

В «Салюте» ленту «Титаник» каждый день смотрели около трёх тысяч человек. Увы, точно узнать, сколько билетов было продано, сейчас уже невозможно – в 1998 году не велась такая точная отчётность по продажам билетов и выручке, как сейчас. С этим рекордом «Салют» попал в книгу рекордов Гиннесса. Кстати, результат во многом объясняется тем, что «Салют» был единственным кинотеатром области, закупившим эту картину.

«Плёнка – это уже история»

– Мы прощаемся с плёнкой, потому что это нерентабельно, – признаётся Александр Мурашко, специалист по рекламе и продвижению «Салюта». – Сто двадцать лет, с того момента, как кино вообще появилось, его невозможно было представить без плёнки. Но её век, видимо, подошёл к концу. Многие режиссёры и кинокомпании полностью перешли на «цифру» и отказались от плёнки. Последнее время у нас плёночное оборудование просто стояло. Мы решили демонтировать его – ночью после последнего показа «Титаника» потихоньку начнём демонтаж (это никак не скажется на работе кинотеатра). Часть оборудования будет храниться в музее – разумеется, вместе со знаменитой плёнкой Кэмерона. Наши киномеханики будут бережно её хранить…

– Однако многие режиссёры продолжают снимать фильмы на плёнке (разумеется, с цифровыми копиями). Мотивируя это тем, что работа с плёнкой дисциплинирует на съёмочной площадке. Кроме того, многие из них считают: фильм, снятый на плёнку, лучше «цифры»…

– Разумеется. Плёнка – атмосфернее. Есть вещи, которые на «цифре» не воспроизвести – например, там совсем иначе выглядят некоторые цвета. У «цифры», конечно, больше детализация и чёткость, но иногда это минус, а не плюс – фильмы, снятые на плёнку, гораздо мягче. Но их совсем мало. Надо зарабатывать, надо играть по тем правилам, которые предлагают кинопрокатчики. И хотя съёмки фильмов на плёнке продолжаются и, думаю, некоторое их количество всегда будет сниматься, это уже всё-таки история.

«Цифра – это хорошо, но очень дорого»

Но если для крупных кинотеатров плёнка стала невостребованной и в Екатеринбурге оборудование для аналогового проката просто стоит и не эксплуатируется, то в небольших кинотеатрах полный переход на «цифру» сейчас невозможен.

Конечно, съёмки и распространение кинофильмов на цифровых носителях значительно дешевле. Сравните: транспортировка жёстких дисков с фильмами в кинотеатры обходится на 90% дешевле, чем плёнки. Изготовление одной традиционной пленочной копии фильма стоит около полутора тысяч долларов, в то время как выпуск цифровой копии на диске редко превышает 3 000–5 000 рублей.

Но существенный минус «цифры» – стоимость оборудования. Его стоимость начинается от 1 500 000 – 2 000 000 рублей. Кроме того, его необходимо обслуживать – это тоже вылетает «в копеечку».

– Конечно, хорошо, что кино не стоит на месте, – рассказывает директор перво­уральского кинотеатра «Восход» Роман Киселёв. – Но для небольших кинотеатров этот прогресс опасен. Ладно бы оборудование было дорогим… Но мы прекрасно понимаем, что оно никогда не окупится, потому что его мало приобрести – его надо содержать. А цены на билеты в небольших городах поднимать нельзя. У нас в одном зале есть возможность показывать «цифру». Но в остальных залах пока остаётся старое оборудование. К тому же, какие-то фильмы на плёнке всё равно есть, без дела оно не простаивает. Кроме того, у плёнки есть существенный плюс – это долговечность. Столетиями могут храниться киноленты, если их, конечно, нормально хранить. А вот пластиковые диски столько не выдержат.

Кстати

Многие режиссёры принципиально не переходят на цифру. Например, Дж. Дж. Абрамс заканчивает производство фильма «Звёздные войны: Эпизод VII» на 35-миллиметровой плёнке. Лауреат «Оскара» в категории «Лучший фильм года» – картина «12 лет рабства» – тоже была снята Стивом Макуином на плёнке. Разумеется, при этом фильмы имеют цифровые копии.

Год назад, в январе 2014-го, кинокомпания «Парамаунт Пикчерз» полностью прекратила выпуск фильмов на плёнке. Их первым фильмом, снятым исключительно в «цифре», стал «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе с Леонардо ди Каприо в главной роли. После этого большинство кинотеатров мира стали полностью отказываться от плёночного оборудования.

Областная газета Свердловской области