Боец невидимого фронта

Процесс расшифровки материалов аэрофотосъёмки. Фото: Николай Филатов

Процесс расшифровки материалов аэрофотосъёмки. Фото: Николай Филатов

  • В фотографическом музее «Дом Метенкова» открылась выставка, посвящённая военному фотографу Николаю Филатову (выставка — часть проекта-ретроспективы жанра панорамной фотографии и аэрофотосъёмки Свердловска-Екатеринбурга; о первой части экспозиции мы рассказывали в прошлом номере «ОГ»). Удивительная история фотографа Филатова началась за два века до войны...
  • Николай Николаевич Филатов всю войну прослужил в фотолаборатории при штабе 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Выполнял самые ответственные задания. Случайных людей на такие должности не брали — в армии требовались настоящие профессионалы фотографического дела. А он и не был случайным — он был мало того что профессионалом, так ещё и наследником знаменитой династии. Это безошибочно определили краеведы, когда в фотографический музей попали работы Филатова.
  • Фото: автопортрет Николая Филатова.

История их семьи берёт начало ещё в конце XVIII века: на заводе в Старой Утке поселился московский человек Евсей Банников, основатель будущей династии уткинских иконописцев. От его сына Филата уже все потомки стали называться Филатовыми. Самым знаменитым иконописцем в этой семье был Трефилий Васильевич (1836–1900). Он был известен не только по всему Уралу, но и в Оренбурге, Сибири, Москве. Писатель Мамин-Сибиряк не раз приезжал к нему для сбора материала.

А к началу XX века Староуткинский завод пришёл в упадок. Сказалось течение времени: сын Трефилия — Николай (1871–1955) какое-то время продолжал иконописное дело, а потом его увлёк более современный способ создавать изображение — фотография. Николай стал первым фотографом в Старой Утке (его снимки тоже стали частью новой выставки в «Доме Метенкова»). Это отпечатки с негативов конца XIX — середины XX века. На фотографиях видны царапины и мусор — сотрудники музея намеренно не реставрировали их, чтобы показать разрушающее воздействие времени. По этим снимкам можно узнать о маленьком мире заводского посёлка, быте старообрядцев — сенокосе, свадьбе, похоронах (на одном из кадров Николай Трефильевич даже запечатлён вместе с Павлом Петровичем Бажовым).

Павел Петрович Бажов (слева) и Николай Трефильевич Филатов. Фото: Н.Т.Филатов

Его сын — Николай Николаевич Филатов — получил в Свердловске художественное образование и тоже делал большие успехи в художественной фотографии. Но — война…

Роль фотографа на войне далека от искусства. Это современные военные самолёты летают со встроенными фотокамерами, которые позволяют фиксировать момент бомбардировок, ситуацию на суше и точное расположение объектов. А во время Великой Отечественной войны эти функции выполняли специальные фотографы. По ленд-лизу наша армия была оснащена американскими фотолабораториями — в одной из них и трудился Филатов. Фотографы, помимо документального подтверждения бомбардировок, проводили большую разведывательную работу — предоставляли материалы для составления точных карт обширных территорий, информацию о расположении войск противника, распознавания оборонительных сооружений и замаскированных орудий.

Николай Филатов запечатлел высадку союзников в Нормандии в 1944 году, сражение за Кёнигсберг — благодаря чему, кстати, в деталях стали известны фортификационные (защитные) укрепления немцев. Также на страницах фотоальбома встречаются и выдающиеся люди того времени — Маршал Советского Союза Александр Василевский, командир 3-й воздушной армии Михаил Громов и легендарный лётчик Георгий Байдуков.

Фотолаборатория, где служил Филатов, в свободное время снимала и мирное население... Фото: Н.Н. Филатов

Но, разумеется, Николай Николаевич, потомственный фотограф, вряд ли когда-нибудь планировал, что дело всей его жизни — фотографию — он будет применять для составления отчётов о бомбардировках. Пусть война и внесла свои коррективы, но в редкие свободные минуты Филатов вспоминал, зачем ещё нужна камера. И снимал всё, что успевал — повседневную профессиональную работу лаборатории, мирное население, например, счастливые лица детишек в Белоруссии, составил множество самых разных фотоколлажей (что было характерно для того времени) и даже праздничных открыток. Это какая-то совсем другая сторона войны, о которой многие из нас ничего не знают.

— Думаю, мы всё-таки ещё очень много о династии Филатовых не знаем, — рассказывает заведующая музеем Раиса Зорина. — Дело в том, что Леонард Николаевич, который принёс нам эти фотодневники, уже многого не помнит — он был маленьким, когда отца не стало. Кроме того, у Николая было ещё и несколько родных сестёр, о их судьбе пока тоже ничего неизвестно, но мы уверены, что там кроется много интересного. Чтобы распутать эти исторические ниточки, мы уже обратились в Свердловский областной краеведческий музей, где существует фонд Филатовых.

Свои военные альбомы Николай Филатов составил и систематизировал уже после войны, в 1959 году, когда уже знал, что болен раком. И теперь, спустя столько лет, они впервые дошли до широкой публики.

Областная газета Свердловской области