«Минскому театру пришлось отказать…»

Сценографию спектакля сделал Владимир Кравцев – заслуженный деятель искусств РФ, почётный член Академии художеств. Фото: Vk.com

Сценографию спектакля сделал Владимир Кравцев – заслуженный деятель искусств РФ, почётный член Академии художеств. Фото: Vk.com

Вчера в Свердловском театре драмы прошла премьера спектакля «Соло для часов с боем». Премьера долгожданная в самом прямом смысле: она должна была состояться ещё в марте, но тогда исполнитель одной из главных ролей – народный артист России Вячеслав Кириличев – попал в больницу… В спектакле заняты три народных и три заслуженных артиста России. А поставил спектакль Анатолий Праудин – лауреат Государственной премии РФ, худрук «Экспериментальной сцены» Санкт-Петербургского театра «Балтийский дом», в своё время семь лет отработавший в свердловском тюзе. С режиссёром мы и поговорили.

– Идея поставить «Соло для часов…» по пьесе Освальда Заградника – ваша?

– Нет. Мне позвонил Бадаев (Алексей Феликсович, гендиректор Свердловского театра драмы. – Прим. «ОГ») и сказал: «Есть такая мысль. Есть замечательные, опытные артисты. Есть материал, который для них великолепно подходит… Берёшься?». Я ни секунды не сомневался, ни единой секунды! Во-первых, шанс поработать с действительно великолепными актёрами – это подарок для любого режиссёра. Галина Умпелева, Вячеслав Кириличев, Валентин Воронин… Во-вторых, великолепный материал.

– Пожалуй, самая знаменитая постановка «Соло…» – Олега Ефремова во МХАТе, в 1974 году… Это признанный эталон. Ориентировались как-то на него?

– Да, это, безусловно, шедевр. Да и вообще, в семидесятые годы спектакль по этой пьесе с успехом шёл практически по всем крупным театральным площадкам мира. Но нет, я ни на кого не ориентировался. Каждый раз, когда начинаешь новую работу, ты должен прислушаться к себе, только к себе. Это действительно сильное произведение, и оно откликается в душе… Только в этом году в России его трижды ставили. И чтобы не следовать за кем-то, надо каждый раз делать так, как мог сделать только я. Кстати, когда мы уже начали работу в Екатеринбурге, ко мне обратился Минский театр Купалы с просьбой поставить этот спектакль… Пришлось им отказать.

– Вы сказали, что работать с таким актёрским составом – подарок. И что, действительно – ежедневный праздник без трудностей, споров?

– Споры, разногласия – всё было, без этого никуда. Но это для меня крайне важно. Опытные, именитые артисты тем и интересны, что у них есть свои соображения, своё мнение. Но знаете, прежде всего я хочу отметить даже не это. В Свердловской драме потрясающая репетиционная культура, то есть отношение к делу, друг другу и к произведению. Вот прихожу я на репетицию и вижу, что артисты уже явно минут пятнадцать разбираются с текстом… Это редкость – поверьте мне, я много где работал и видел множество коллективов – выдающихся, талантливых, но не имеющих этой самой культуры. Художественные руководители во многих труппах воспитывают годами подобное чувство. Я никогда такого не видел.

– Вернёмся к спектаклю. Лично вас чем он задевает, чем трогает?

– Эта пьеса затрагивает сущностные ценности человека. Что такое настоящие любовь, дружба, профессия, самопожертвование – настоящие, а не те, подчас ложные, ощущения этих явлений, которые мы лишь принимаем за настоящее, просто потому что нам не с чем сравнить. Эта пьеса позволяет многое про себя понять. Нельзя торопиться. Нельзя ждать мгновенного, яркого результата. Если к одной маленькой высоте прибавлять другую маленькую высоту, но каждый день, то расстояние может получиться огромным… Главный герой спектакля – лифтёр – однажды посчитал, что за время своей работы он преодолел расстояние больше, чем до Луны. Понимаете, он уже не лифтёр, он космонавт. И такие парадоксы, повороты, пируэты меня удивляли и трогали… И до сих пор не перестают поражать меня красотой.

Областная газета Свердловской области