Екатеринбургский оперный получил две «Золотые маски»

Прежде такую искромётную истинно россиниевскую атмосферу удавалось создать только на родине композитора – в Италии. «Граф Ори» Екатеринбургского оперного совершил в этом смысле прорыв... Фото Сергея Гутника.

Прежде такую искромётную истинно россиниевскую атмосферу удавалось создать только на родине композитора – в Италии. «Граф Ори» Екатеринбургского оперного совершил в этом смысле прорыв... Фото Сергея Гутника.

Поздно вечером 16 апреля в Москве на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась церемония вручения «Золотой маски». От театров Свердловской области на нынешнюю «Маску» эксперты отобрали три спектакля в общей сложности по 17 номинациям. В итоге реванш — после нескольких лет аутсайдерства в пространстве национальной театральной премии — взял Екатеринбургский оперный. У него — две «Золотые маски».

Главная награда вручена художнику Ирэне Белоусовой за великолепные костюмы к опере Россини «Граф Ори». Ситуация неординарная. В музыкальных спектаклях жюри, по традиции, придирчиво внимательно к вокалу, работе дирижёра — насколько они адекватны замыслу композитора, либо насколько сумели найти в первоисточнике новые смыслы. В любом случае — приоритет за музыкой. Костюмы — дело второе, а то и...

Фантазия талантливого художника даже белый цвет превратила на сцене в богатейшую палитру. Фото Сергея Гутника.

Художник по костюмам Ирэна Белоусова «обыграла» самого Россини. В спектакле многое сделано по высшему классу и уже давно оценено в превосходных степенях. Едва ли не впервые в России Екатеринбургский оперный сумел создать озорную, почти хулиганскую атмосферу спектакля, которая соответствует духу Россини, но которую прежде, по оценкам экспертов, удавалось создать только в самой Италии. За это — восемь номинаций «Графа Ори» на «Золотую маску». Однако Белоусова единственная удостоилась «маски». И это факт знаковый. Для жанра, для театра. Оказалось: оперный спектакль, в котором чаще всего визуально всё масштабно, громоздко, помпезно, может быть необычайно лёгким, праздничным, лучистым. От «картинки», что называется, глаз не оторвать. Когда-то Ференц Лист сравнил партитуру «Графа Ори» с пузырьками шампанского. Весь авторский коллектив спектакля (дирижёр Павел Клиничев, режиссёр Игорь Ушаков, художник-сценограф Алексей Кондратьев) и все занятые в нём работают на это состояние. Но вот поди ж ты, в этой изящной, искромётной атмосфере жюри «Золотой маски» особо выделило стильную коллекцию костюмов И.Белоусовой. Первостатейное их качество — остроумность. Имеющие определённо исторические прообразы, они выполнены как маски изящного карнавала.

Вторая «Маска» Екатеринбургского оперного — награда, неожиданная вдвойне. Никто не предполагал её, не загадывал. На этот счёт нет никаких номинаций! Это — спецприз жюри «Золотой маски» коллективу за выдающиеся достижения и прорыв во всех творческих направлениях. Красиво сказано. И точно. Последние несколько лет театр не перестаёт удивлять. А в период собственного 100-летия и вовсе словно обрёл второе дыхание. Художественный руководитель балета Вяче-слав Самодуров взращивает труппу ХХI века и активно привлекает на уральскую площадку мировых звёзд балета. Под руководством главного дирижёра Павла Клиничева создаётся репертуар, который язык уже не повернётся назвать репертуаром провинциального театра. Сотрудничество с Большим театром то и дело добавляет Екатеринбургскому оперному новаций, драйва. И любви публики... Словом, за понятием «прорыв» — много чего, и дай Бог, чтобы на сцене, оказавшейся (по разным причинам) пресно-академической в конце ХХ века, нынешний драйв и творческий натиск не заканчивались.

Увы, «Золотые маски» пролетели мимо уральских балетов — «Amore buffo» (тоже Екатеринбургский оперный) и «Sepia» данс-театра «Провинциальные танцы». Но — так уж сложились звёзды и мнения членов жюри. Однако эти спектакли-номинанты, по традиции «Золотой маски», уже априори навсегда в истории Национальной театральной премии.

Областная газета Свердловской области