Мнение: мороженое под Штрауса

В эти дни в Екатеринбурге проходит Венский фестиваль музыкальных фильмов. Несомненно, событие нерядовое — вот уже четвёртый раз в наш город привозят видеоверсии лучших спектаклей, балетов, опер и концертов.

В программе нынешнего фестиваля, к примеру, одна из самых известных оперетт Штрауса — «Летучая мышь». Или запись концерта Анны Нетребко, Йонаса Кауфмана и Эрвина Шротта, которым аккомпанирует Пражский филармонический оркестр... На пресс-конференции в «Интерфаксе», посвящённой фестивалю, Эрнст Воллер (представитель комитета по культуре Вены) рассказал, что в столице Австрии фестиваль каждый год собирает около 600 тысяч ценителей высокого искусства. Публика наслаждается музыкой в особой атмосфере под открытым небом, угощаясь изысканными блюдами.

Открытие в Екатеринбурге тоже прошло на высоте — Венский хор мальчиков, один из самых известных в мире, выступил с живым концертом перед людьми самых разных возрастов и первыми лицами города и области. Но уже второй день фестиваля показал — на открытую площадку перед Уральским федеральным университетом публика собирается самая разная. И если некоторым из них действительно интересно, то многие воспринимают фестиваль как возможность пообщаться, расположившись с мороженым на газоне.

Организаторы мероприятия, среди которых почётный консул Австрии в Екатеринбурге генеральный директор «УГМК-Холдинга» Андрей Козицын и ректор УрФУ Виктор Кокшаров, отмечают социальную значимость фестиваля — каждый житель города совершенно бесплатно может прикоснуться к высокому искусству. Не может не радовать, что есть люди (и их немало), которым действительно интересно. Есть среди зрителей и молодёжь, и представители старшего поколения, приходят даже дети. Но как сделать, чтобы им не мешали те, кто просто перебрался со скамеечек в парке к главному корпусу университета и проболтал под аккомпанемент Штрауса?

Как сосредоточиться, когда в самый кульминационный момент компания подростков устраивает фотосессию на травке, девушка разговаривает по телефону, кто-то всё время встаёт, уходит, приходят новые люди?

Возможно, это объясняется выбором места — если бы фестиваль проходил не на открытой площадке а, скажем, в филармонии (кстати, первый раз так и было) или в зале УрФУ, там собрались бы именно те, кому интересен исключительно концерт. Хотя у открытой площадки немало плюсов — и свежий воздух, и возможность вместить большее количество людей, но надо искать компромиссные варианты.

А возможно, организаторы не до конца определились, что первостепеннее — атмосфера или массовость? Если второе, то вопросов нет — это удалось.

Нужен ли Венский фестиваль городу? На мой взгляд, да — это возможность познакомиться с мировыми шедеврами музыкального классического искусства. Но фестивалю необходим и поиск новых форматов и вариантов, чтобы собрать зрителя и создать особую атмосферу.

Надеюсь, размышляя над тем, каким же должен стать Венский фестиваль в будущем, мы найдём ответы на все возникшие вопросы. Если у вас, дорогие читатели, есть своё мнение или предложение по поводу, присылайте его на электронный адрес: yana_bel@oblgazeta.ru

Областная газета Свердловской области