Это Европа нас хочет видеть такими

Вчера, после выхода материала «ОГ», посвящённого презентации официальной эмблемы чемпионата мира по футболу 2018 года, на связь с редакцией вышел профессор кафедры графического дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии, член Союза дизайнеров России Павел Ковалёв — автор и разработчик многих известных эмблем и логотипов (в том числе спортивных). В частности, Ковалёв — один из авторов эмблемы Свердловского рок-клуба и создатель самой первой версии знаменитой баскетбольной «лисицы», ставшей визитной карточкой екатеринбургской команды «УГМК».

— Павел Геннадьевич, пожалуй, первый вопрос, который немедленно возникает, почему эмблему к нашему чемпионату мира делали португальцы?

— Ничего удивительного. Важно понимать, что это никоим образом не русский логотип для русских, а задаваемые дизайнерским евростандартом рамки, в которые мы должны вписываться. Это очередная разработка европейских дизайнеров — то же лиссабонское агентство делало эмблему для футбольного чемпионата континента, который в 2016 году пройдёт во Франции. На логотипе к чемпионату мира в Россию из Европы возвращаются наши же мотивы — узоры а-ля «Bosco». Это Европа нас хочет видеть такими. Дизайн, сделанный нашими специалистами, на экспорт не работает. Это давно поняли в Москве, поэтому и заказывают разработку иностранным дизайнерам.

— То есть логотип к «России-2018», на ваш взгляд, полностью укладывается в некие общие тенденции. Каковы они?

— Если посмотреть на эмблемы футбольных чемпионатов мира и Европы начиная с 2002 года, то тенденции очевидны — больше становится материальности, объёмности, логотип воспринимается как некая законченная конструкция. И это характерно для любых логотипов, а не только для спортивных. Ещё одна тенденция — цвета становятся точнее и сочнее, уходят зелень и желтизна в пользу более жёстких цветов. На мой взгляд, это можно охарактеризовать как подсознательное отражение нарастающей конфронтации. И конечно же, обязательно используются этнические мотивы но, повторюсь, в таком виде, как их воспринимают и понимают иностранцы.

Так менялась эмблема чемпионатов мира: от Уругвая-1930 до России-2018.

— Что бы вы выделили как плюсы в представленной эмблеме?

— Она получилась яркой, позитивной, хотя упоминание про космические силы для меня осталось загадкой.

— Тогда давайте уже и о недостатках, если таковые имеются.

— Он, пожалуй, один. Поскольку это всё-таки экспортный вариант, то вряд ли он будет ассоциироваться с русским стилем у самих жителей России. Отсюда, кстати, и то обилие ироничных комментариев в Интернете, хлынувших едва ли не сразу после презентации.

— Не знаю, как вам, специалистам, а мне современные эмблемы (и эта не исключение) кажутся излишне унифицированными, какими-то бездушными.

— Прекрасно понимаю причину этого. Дело в том, что тенденции сейчас меняются молниеносно, а до футбольного чемпионата мира в России ещё четыре года. За это время тенденции в дизайне могут резко поменяться, и тогда слишком конкретный, объёмный образ будет выглядеть устаревшим. Поэтому и делается ставка на символы, чистую графику.

Областная газета Свердловской области