Режиссёр должен знать всё

Режиссёры Эмир Кустурица и Андрей Григорьев провели много времени за разговорами, пока снимали фильм. Фрагмент из фильма «Балканская звезда».

Режиссёры Эмир Кустурица и Андрей Григорьев провели много времени за разговорами, пока снимали фильм. Фрагмент из фильма «Балканская звезда».

Молодой режиссёр из Екатеринбурга Андрей Григорьев окончил Екатеринбургский государственный театральный институт только в этом году. Но его имя уже стало нашумевшим. Сначала Андрей снял фильм, который взяли в прокат 11 кинотеатров страны, а теперь выиграл грант в полмиллиона рублей на молодёжном форуме «Утро». На эти деньги он планирует снять новый фильм.

— Фильм будет о 93-летнем жителе Новоберёзовского Николае Максимовиче Васенине, — рассказывает Андрей. — В конце 1990-х он был признан участником Сопротивления. Указ о его награждении орденом Почётного легиона и крестом Сопротивления подписывал французский президент Жак Ширак. Во время Великой Отечественной войны русский солдат воевал под Минском, попал в плен. Оказался в лагере для военнопленных во Франции, бежал, присоединился к французскому Сопротивлению. Между ним и дочерью его командира Жанной вспыхнуло чувство. После освобождения Франции Васенин вернулся в СССР и был приговорён к 15 годам исправительно-трудового лагеря. Сейчас Васенин пытается найти однополчан и Жанну Моно. Он хотел бы её увидеть, но она точно его не вспомнит из-за болезни памяти.

— Все твои фильмы документальные. Думаешь, на них можно заработать?

— Почему нет? Если фильм хороший, кинотеатры могут взять его в прокат, также можно продать картину для трансляции по телевидению. Фильм про Эмира Кустурицу «Балканская звезда» показали в 11 кинотеатрах страны. Её посмотрели 2500 зрителей. Сейчас мой фильм остаётся в вечности — на видеохостинге «YouTube».

— Ты снимаешь кино, но выучился на драматурга. Начинал с пьес?

— Да, но когда пишешь пьесы, всегда хочется, чтобы результат был уже завтра, а это затруднительно. В этом плане писать сценарии для кино интереснее, хотя Николай Коляда прекрасно придумал. Если он видит потенциал у студента, ставит пьесу у себя на сцене. Приглашает людей, продаёт билеты. Ты ходишь такой радостный, потому что до этого сидел в своей комнате, что-то писал в стол. А тут пришли зрители. У меня так было на первом курсе. Сначала поставили мою пьесу «Рюмочная», потом «Женщину-облако», «Эйфи» я ставил сам.

— Когда ты познакомился с Николаем Колядой?

— В 16 лет я попал к нему на репетицию спектакля «Клаустрофобия». Мне так понравилось, что я сходил ещё на три прогона. В какой-то момент, после сдачи спектакля, меня и переклинило. Просто что-то понял про театр... А потом я стал студентом Коляды.

— Два твоих фильма связаны с темой Сербии. На сайте «ВКонтакте», в графе родной город, пишешь сербское местечко, хотя ты екатеринбуржец. Откуда такая любовь к этой стране?

— Всё началось с фильма про сербского режиссёра Эмира Кустурицу «Балканская звезда». Мы были в его родных местах. В ходе работы вышли на поверхность темы, касающиеся войны в Югославии. У меня остался осадок, как будто я что-то недосказал... Захотелось продолжить тему. Сейчас я снимаю фильм про Косово для одного киноальманаха. В нём задействованы молодые кинематографисты из киноакадемий разных стран.

— Ты говоришь по-сербски?

— Я выучил его за время общения с Кустурицей. Когда ты приезжаешь в место во второй или в третий раз, на тебя люди смотрят косо, если ты до сих пор не знаешь их язык. В принципе сербский нетрудный, он в группе славянских. Я просто запоминал слова, которые звучали в речи. В Косово я уже мог работать без переводчика.

— Ты жалеешь о кадрах, которые упущены?

— Конечно, жалею. Кустурица рассказывал, что монтажную комнату ещё называют комнатой плача. Там ты хватаешься за голову, потому что уже нельзя ничего поменять. Режиссёр должен знать много вещей заранее.

— Ты часто вспоминаешь своих учителей. Ты многому научился у Кустурицы?

— Да, он великий кинемеатографист и человек. За ним интересно наблюдать. Он успевает делать по восемь дел в день одновременно. Строительство города, съёмки фильма, подготовка нового фильма, спектакль, переговоры на тему организации фестиваля... Не понимаю, как он это делает? У него в голове киноконцерн!

— Смог бы ты так?

— Хотел бы и думаю, что со временем смогу. Но пока ещё не сегодня.

Областная газета Свердловской области