Уральские учителя нашли ошибки в проекте единого учебника истории

Между учителями и авторами из Российского исторического общества в эти дни идёт нешуточная борьба за то, каким будет единый учебник  истории. Стороны ищут компромисс. Фото labirint.ru

Между учителями и авторами из Российского исторического общества в эти дни идёт нешуточная борьба за то, каким будет единый учебник истории. Стороны ищут компромисс. Фото labirint.ru

В скором времени учебников по истории будет не около 60 на выбор, как сейчас, а один на всю страну. Писать учебник планировали, как «Википедию» — всем миром. Российское историческое общество ещё летом выложило в Интернете вариант историко-культурного стандарта — своеобразного плана, по которому будет выстроен учебник. Учителя нашли в нём массу недочётов. Сейчас на обсуждение вынесена вторая версия, в которой учтены замечания педагогов.

Клубок противоречий

—Пока я читала только первую редакцию концепции. Но уже на первых двух разделах из девяти у меня набралось 200 замечаний к авторам: фактических, стилистических, — рассказывает о первых впечатлениях от знакомства с текстом концепции преподаватель специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета Изабелла Огоновская.

Учителя ждали от единого учебника истории многого. Сейчас учебных книг по истории, рекомендованных к использованию в школах, около 60. В книгах разнятся оценки, какие-то факты опускаются...

—В учебнике по истории материал часто преподносится в некоем патриотическом ключе. При описании конфликтов раскрываются не все стороны, причины событий смягчаются или вовсе игнорируются. Это легко понять, если сравнивать разные источники, — рассуждает одиннадцатиклассница Алёна Абрамова.

В последнее время историками проведено много исследований касательно событий того же ХХ века. Но в учебники они не попадали, так как книги попросту перепечатывались с «кальки» 20-летней давности. Новый учебник должен исправить недочёты всех предыдущих изданий.

Чьи забыты имена?

Концепция историко-культурного стандарта, по которому будет написан новый учебник, подверглась критике педагогов. Особенно много замечаний в первой редакции было относительно периода ХХ века. В описании событий Великой Отечественной войны упущено партизанское движение, не хватает других важных этапов и боёв. Пересказан тот материал, который был известен ещё в 1970-е годы и с тех пор перепечатывается из книги в книгу. Именно эти замечания уральские педагоги отправляли в адрес авторов концепции — в Российское историческое общество.

—Комментарии формулировались Областной ассоциацией учителей истории, и городские педагоги тоже в этом участвовали. Но теперь к концепции добавили раскрытое содержание, и там есть всё, о чём мы говорили, даже много. Подробно сказано по истории войны, акцент сделан на единстве общества, — рассказывает руководитель ассоциации учителей общественно-научных предметов Екатеринбурга Елена Нуждина.

Но ряд замечаний всё же остался. Например, пропущены некоторые исторические процессы. Так, падение Византийской империи просто осталось за кадром. Есть неоднозначные изменения в формулировках. В старых учебниках восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года названо «революционным движением». В стандарте обозначается как «первый опыт открытого общественного выступления». Большое смятение у учителей вызвало описание событий ХХI века. С точки зрения истории события начинают рассматриваться только спустя 50 лет. А как быть сейчас, когда план учебника расписан буквально до 2012 года и заканчивается избранием Владимира Путина на должность Президента России? Можно ли оценить исторические события, во время которых ты сам живёшь? Вероятно, это должны делать не историки, а политологи. И могут ли подвергаться их оценки проверке? Нельзя забывать, что историко-культурный стандарт станет основой для формирования заданий к Единому государственному экзамену по истории.

Смотрите документы

Вначале ожидание единого учебника сменилось у учителей с восторга на настороженность. Но их приятно удивило то, что к их замечаниям действительно прислушались. Появляется надежда, что книга действительно будет соответствовать идее — «написано всем миром».

—Так или иначе учитель сможет донести до учеников информацию, каким бы ни был в итоге учебник. Кроме того, методическое пособие — не единственный источник информации. Всегда можно обратиться к документам, почитать дополнительную литературу. Те, кто хотят изучать историю углублённо, так и делают, — рассуждает учитель истории школы № 13 Ирбита Ирина Чулкова.

Учителя истории особо не обсуждают с ученикам то, как пишется учебник. Они говорят, что старшеклассников это всё равно уже не коснётся, а пятиклассники не поймут. К случайно оброненной фразе учителя, что учебник будет один на всю страну, ученики относятся с улыбкой. «Не может быть!» — изумляются они. Ещё как может.

Кстати

После каждого раздела в историко-культурном стандарте указан список основных событий и дат, которые должны запомнить школьники. Вот полный перечень того, что авторы учебника считают главным в XXI веке:

  • 2000 г. — вступление в должность Президента РФ В.В. Путина;
  • 2000 г. — создание института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, создание Государственного Совета РФ;
  • 2000 г. — утверждение новой концепции внешней политики РФ;
  • 2003 г. — выборы в Государственную Думу;
  • 2004 г. — избрание В.В. Путина Президентом РФ на второй срок;
  • 2005 г. — закон о выборах в Госдуму по партийным спискам;
  • 2005 г. — закон о новом порядке избрания губернаторов;
  • 2005 г. — провозглашение приоритетных национальных проектов, начало их реализации (2006 г.);
  • 2006 г. — иракский кризис, обострение отношений России и США;
  • 2008 г. — избрание Д.А. Медведева Президентом РФ;
  • 2008 г., август — международный кризис на Кавказе, августовская «пятидневная война»;
  • 2008 г. — мировой финансовый кризис. Корректировка тактики социально-экономического развития в условиях финансово-экономического кризиса в РФ (2008 г.);
  • 2008 г. — утверждение Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.;
  • 2008 г. — закон об увеличении срока полномочий Государственной Думы до 5 лет и Президента РФ до 6 лет;
  • 2012 г. — избрание В.В. Путина Президентом РФ;
  • 2012 г. — формирование правительства Д.А. Медведева. «Открытое правительство»
Найти текст проекта историко-культурного стандарта можно на сайте histrf.ru
Областная газета Свердловской области