Ментальная арифметика: модное увлечение или новый этап развития человека?

Освоение счёта на абакусе всегда вызывает бурю эмоций у Кирилла. Фото: Елена Горбунова

Освоение счёта на абакусе всегда вызывает бурю эмоций у Кирилла. Фото: Елена Горбунова

Не хватает времени, чтобы быстро решить сложные примеры у доски? Не можете посчитать, хватит ли вам денег на покупку в магазине? Долго сидите над домашней работой по математике?

Вы, вероятно, полагаете, что для быстрого счёта нужны суперспособности! Четвероклассник Кирилл Горбунов из Краснотурьинска смог найти выход и поделился с нами своим методом быстрого счёта в уме.

– Были ли у тебя когда-то проблемы со счётом?

– А у кого их не было? Конечно, были затруднения. Мне кажется, что все дети, придя в школу, испытывают трудности со счётом, и я не исключение. Происходит это, я думаю, не потому, что все глупые – просто не хватает знаний и навыков, но потом всё налаживается, если внимательно слушать учителя на уроке и заниматься дополнительно, например, ментальной арифметикой, что выбрал я.

Кирилл Горбунов осваивает новую технику счёта на абакусе на курсах в Уфе. Фото: Елена Горбунова

– Почему ты начал увлекаться ментальной арифметикой?

– Когда я учился во втором классе, ментальную арифметику начали преподавать в нашем Центре дополнительного образования «Интеллект». В эту школу развития я хожу с самого раннего детства, и, когда Ольга Сергеевна Бельтюкова начала вести новые занятия, мне сразу же захотелось узнать, что это такое.

Было ужасно интересно осваивать новое для меня приспособление – абакус, похожий на очень старые счёты, которые я видел у бабушки на чердаке. Устроен он, конечно, совсем не так. Представляете, в нём есть земные и небесные косточки! Узнать об этом было очень забавно!

Когда у меня стало получаться считать на абакусе, мой интерес к ментальной арифметике вырос ещё больше, а на весенних каникулах во втором классе мы с ребятами из «Интеллекта» ездили в Уфу на неделю, чтобы ещё и там поучиться на специальных курсах.

– Как занятия ментальной арифметикой помогают тебе в жизни?

– Мне кажется, что благодаря этим занятиям я сам развиваюсь! Думаю, моя память стала лучше: быстрее запоминается нужная информация, не обязательно связанная с математикой. Легче стало учить правила по русскому языку, материал по окружающему миру, я хорошо запоминаю то, о чём прочитал в книге, отлично помню пройденный материал. И конечно, я стал намного быстрее считать в уме. На уроках математики требования немного другие – там необходимо записывать вычисления заданным способом, а вот вне школы, когда необходимо что-то быстро посчитать (например, сдачу в магазине или очки в настольных играх), навыки устного счёта мне очень пригождаются. Иногда мы с братом соревнуемся, кто быстрее решит пример в уме – это захватывает не меньше, чем компьютерная игра! Попробуйте сами – это весело!

– Было ли тебе сложно понять принцип ментальной арифметики?

– Совсем нет. Надо только очень внимательно слушать учителя. Ещё необходимо знать несколько правил работы на абакусе. Например, считаем мы всегда двумя руками, указательным и большим пальцами. Большим пальцем мы поднимаем косточки, а опускаем – указательным. Абакус всегда следует держать левой рукой. Чтобы сбросить косточки, надо провести справа налево по перекладине указательным и большим пальцами одновременно. Ещё необходимо запомнить, где на абакусе располагаются единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Поняв и запомнив основные правила, можно успешно учиться считать!

– Увлечён ли ты ментальной арифметикой настолько, чтобы продолжать и дальше ею заниматься?

– Мне бы очень хотелось совершенствовать свои навыки счёта на абакусе! К сожалению, не всегда теперь есть время посещать занятия по ментальной арифметике, ведь ещё я хожу на уроки по изобразительному искусству, в лыжную секцию, дополнительно занимаюсь английским языком, скалолазанием, люблю военные сборы.

Но и совсем бросать это увлечение не собираюсь. Если что-то мне необходимо быстро сосчитать, я представляю, как бы это выглядело на абакусе, и правильный ответ получается сам собой! Мое воображение, которое, кстати, тоже стало гораздо ярче, в любое время позволяет мне заниматься устным счётом!

– Как одноклассники, друзья и родные относятся к твоему увлечению?

– Родители очень радуются, что мои занятия в «Интеллекте» ментальной арифметикой не прошли даром, что я пользуюсь полученными знаниями. В нашем классе не я один умею считать на абакусе, ведь мы вместе начинали учиться этому в «Интеллекте», так что ментальная арифметика многим близка и многим помогает. Хочу пожелать всем ребятам тоже её освоить – это интересно и очень полезно!

 Слово эксперту

Ольга Бельтюкова, педагог по ментальной арифметике центра «Интеллект»:

Ментальная арифметика – это довольно новая программа, предназначенная в основном для обучения устному счёту. Это уникальный навык, который может приобрести каждый.

Задача ментальной арифметики – заставить весь мозг принимать участие в образовательном процессе.

Освоение ментальной арифметики способствует активизации зрительной и слуховой памяти, быстрому освоению иностранных языков, совершенствованию интуиции и смекалки, уверенности в себе и своих возможностях.

Всё это сводится к тому, что благодаря изучению ментальной арифметики ваш ребёнок войдёт в пять процентов успешных людей, добивающихся высоких результатов во всём.

  • Опубликовано в №009 от 19.01.2018
Областная газета Свердловской области