Плюсы и минусы разнообразной учебной программы

  Полина ШАДРИНА
Начинать утро с умножения десятичных дробей, а в обед заниматься морфологическими разборами слов для наших школьников — обычное дело. Фото: Алексей Кунилов / Геннадий Богатырёв

Начинать утро с умножения десятичных дробей, а в обед заниматься морфологическими разборами слов для наших школьников — обычное дело. Фото: Алексей Кунилов / Геннадий Богатырёв

Сегодня в школе изучаются дисциплины из самых разных областей: филология, общественные и естественные науки, математика… Да, широкий кругозор – это здорово, но у многих не получается сосредоточиться на том, что им интересно и важно. Размышляем, что хорошего и плохого в том, что мы изучаем так много предметов.

С одной стороны

В Федеральных образовательных государственных стандартах (ФГОС) указано, что литература должна воспитать из школьника «квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом», а алгебра – «развить представления о числовых системах». Звучит красиво, но непонятно, зачем знать это всё.

Не секрет, что в некоторых западных странах ребята сами определяют набор предметов, которые будут изучать, например, в Великобритании уже в средней школе ученики начинают посещать дисциплины по выбору. У нас это не заведено. Конечно, в некоторых школах учат ребят по профильным программам, причём не только физико-математическим и гуманитарным, но и химико-биологическим, педагогическим и многим другим – выбирай не хочу. Правда, здесь есть нюанс, они также включают в себя общеобразовательные предметы, то есть даже если вы занимаетесь в специализированном математическом классе, вам всё равно придётся читать «Тихий Дон» и ходить на физкультуру.

– Необходимы все школьные предметы, но не в таком объёме, как сейчас, – говорит преподаватель английского языка екатеринбургской школы №156 Екатерина Зылёва. – Конечно, как говорится, «знания не бывают лишними», но не стоит учить ненужное в ущерб полезному – это занимает очень много времени, которого всегда не хватает, особенно школьникам. Если ребёнок сам выбирает предметы, которые ему нравятся, то и мотивации будет больше: он будет с удовольствием учить материал и получит образование с минимальными усилиями.

Кроме того, далеко не все школы могут предложить своим ученикам осваивать ту или иную программу: в учебном заведении может быть, например, только один технический класс. Толку от него для гуманитария нет. И что делать? Переводиться в другую школу? А как же одноклассники, учителя, удобная дорога до дома?

– Мне кажется, что стоит учить те предметы, которые тебе интересны, которые ты понимаешь, будь то физика, биология или литература, – делится мнением Денис Нечаев из школы №44. – Если ты гуманитарий, то стоит обратить внимание в первую очередь на гуманитарные предметы и меньше времени тратить на предметы для технарей, и наоборот. Не стоит забивать свой мозг ненужными знаниями, ведь, как говорится: «Камин, доверху набитый дровами, не горит».

Министерство образования старается сделать систему более гибкой. В 2016 году ЕГЭ по математике был разделён на базовый и профильный уровень (с русским языком этого так и не случилось). А по новым ФГОС старшеклассники могут сами выбирать количество часов по каждому предмету, а также определять, какие дисциплины они будут изучать на базовом уровне, а какие углублённо. Правда, работают по этой системе в Свердловской области только девяносто три общеобразовательных учреждения (а всего в регионе их больше тысячи).

С другой стороны

– Я считаю, что нужно делать упор на интересующие вас направления, но и забывать про остальные не стоит: образованный человек должен иметь хотя бы небольшое представление о разных дисциплинах, – убеждена ученица гимназии №35 Екатерина Буканова. – Поэтому здорово, что есть классы с грамотно сбалансированной программой, которая содержит предметы разных направлений: гуманитарного, технического, естественно-научного.

Здесь сложно поспорить. Кроме того, общеобразовательные классы отлично подходят для ребят, которые ищут себя, а таких немало. По данным опроса аналитического центра НАФИ, проведённого в прошлом году, лишь треть подростков смогли чётко сказать, каким делом займутся в будущем. 54% опрошенных рассматривали несколько профессий, а 15% и вовсе заявили, что не знают, кем будут.

По данным ВЦИОМ, самым полезными предметом россияне считают математику, за неё проголосовало 72% опрошенных. Также в список попали русский язык – 64%, история – 38%, литература – 37% и физика – 33%. Респонденты уверены, что эти дисциплины обязательно должны пригодиться молодым людям в будущем.

– Если не изучать все направления, как человек узнает, кто он? Что ему больше нравится? – рассуждает программист «Уральских авиалиний» Андрей Мелехин. – Пристрастия могут измениться со временем. Да и интересы обычно не ограничиваются чем-то одним. Яркий пример – ведущий телевизионных научных программ Александр Пушной, физик по образованию, увлекающийся также и музыкой, и у него очень неплохо получается. Михаил Ломоносов писал стихи. Льюис Кэролл был математиком. Базовые знания нужны по всем предметам и направлениям. Они помогут подростку понять, кем он хочет быть.

Будем честны, далеко не всегда мы можем объективно оценить, пригодятся ли нам те или иные навыки в будущем. В конце концов, не зря школьное образование называют «общим»: большинство людей всё-таки могут освоить программу.

– Вопрос о том, зачем нам учить математику, я часто слышу от учеников перед контрольной, – улыбается Елена Бусова, учитель математики старших классов. – Во-первых, регулярное решение математических задач или уравнений очень хорошо развивает навыки концептуального и абстрактного мышления, интеллект и дедуктивные способности. Во-вторых, математика учит соображать и анализировать. Например, вы с лёгкостью решите, как будете делать ремонт в комнате: что купите, в каком количестве, сколько это будет стоить. А если вы планируете создать свой бизнес, то тут тем более не обойтись без расчётов. Поэтому математика нужна и гуманитариям. Конечно, им достаточно и базовых знаний, но ими способен овладеть каждый.

Мы долго спорили о том, должна школьная программа стать более «узкой» или нет, к единому мнению так и не пришли. А как вы думаете? Делитесь с нами своим взглядом на этот вопрос по электронной почте или во «ВКонтакте».

  • Опубликовано в №065 от 12.04.2019 
Областная газета Свердловской области