Триумвират роста?

Двигателем развития подобных межрегиональных объединений должно стать развитие транспортной инфраструктуры Фото: Анна Осипова

Двигателем развития подобных межрегиональных объединений должно стать развитие транспортной инфраструктуры Фото: Анна Осипова

Председатель Счётной палаты РФ Алексей Кудрин выступил с инициативой объединить три города-миллионника – Екатеринбург, Челябинск и Пермь в одну крупную агломерацию. По его мнению, такая конфигурация сможет укрепить межрегиональные связи и увеличить потенциал развития науки и промышленности.

– Можно создать крупную агломерацию мирового уровня, сопоставимую, ну, или хотя бы приближающуюся к Москве и Петербургу, вокруг Екатеринбурга — там есть Пермь и Челябинск, крупные регионы, — заявил Алексей Кудрин.

Глава Счётной палаты России считает, что так «существенно повысится производительность, существенно будет выше сплав науки, производства, рабочей силы, переток и мобильность такой рабочей силы». 

Тест на жизнеспособность

 Для того чтобы понять, насколько реальна эта идея, «Облгазета» обратилась за комментарием к доктору экономических наук, директору Института экономики УрО РАН Юлии Лавриковой. 

– Идея укрепления горизонтальных связей между регионами, без сомнения, является правильной. Если смотреть сверху на развитие страны в целом, то нам такие точки роста необходимы. Они должны быть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и обязательно на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако предложение объединения Екатеринбурга, Челябинска и Перми в единую масштабную агломерацию на данный момент преждевременно. 

Города, по словам Юлии Лавриковой, находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга, что уже противоречит в какой-то степени понятию агломерации. 

-И если уж быть научно точными, скорее, речь идёт о метрополитенском ареале – городской агломерации в расширительной трактовке, как урбанизированной зоны вокруг одного или нескольких крупных городов-ядер с высокой плотностью населения и с тесными экономическими связями, - отмечает она. - Чтобы сложилась подобная зона, необходимо два условия. Первое – это интенсивные экономические, в том числе, трудовые и социальные связи между городами. Второе – строительство высокоскоростных магистралей между указанными городами, что могло бы создать кумулятивный эффект в динамике их развития и способствовать усилению интеграционных связей (эксперты чаще всего говорят о 1,5- или 2-часовой транспортной доступности между городами). 

Связи, безусловно, есть. Причём между Екатеринбургом и Челябинском они более тесные как раз в силу меньшего расстояния, чем с Пермью. Наиболее вероятным можно считать формирование мегаагломерации в составе Свердловской и Челябинской областей. С Челябинском уже сложилось взаимодействие по машиностроению и металлургии. Соответственно, трудовые ресурсы можно использовать в большей степени. 

-Кроме того, наличие совместного крупного инфраструктурного проекта федерального значения – строительство высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск, реализация которого обеспечит  создание единого ёмкого и разнообразного рынка труда, способствующего появлению новых и сохранению существующих рабочих мест, создаст экономически активному населению новые возможности для трудоустройства, - отмечает доктор экономических наук. 

Между Екатеринбургом и Пермью тоже есть связь, но принадлежность наших регионов к разным федеральным округам, плюс разница в структуре экономики и достаточная удалённость осложняют процесс сближения. 

-В этом случае нам намного ближе включение в такую «ось» уральских городов Тюмени и Кургана. В таком случае мы бы могли противостоять Московской и Петербургской агломерациям, – рассказала Юлия Лаврикова

Кто получит столичный статус? 

Создание мегаагломерации подразумевает и такой момент, как административный центр. Однако, по мнению эксперта, данный вопрос также преждевременен. В силу того, что этот центр должен сложиться естественным образом в процессе роста социально-экономических связей между городами. К примеру, Пермь может претендовать на статус административного центра мегаагломерации в силу близости к федеральному центру в Москве, а Екатеринбург - за счёт экономической значимости и промышленного потенциала. 

А что, если? 

Конечно, если агломерация сложится в конфигурации, описанной выше, то можно говорить о возможной конкуренции с Москвой и Петербургом. В первую очередь, по привлечению трудовых ресурсов в перспективную территорию. Хотя бы близлежащих регионов, к примеру, из Удмуртии и Татарстана в сторону Урала. Также возможен вариант объединения с Башкортостаном. К примеру, Пермский край неплохо взаимодействует с Башкирией в нефтяной отрасли. Однако и эта конфигурация – Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск - несостоятельна, пока не появится возможность быстро добраться из одного города в другой в течение 2–3 часов. 

Двигателем развития подобных межрегиональных объединений должно стать развитие транспортной инфраструктуры. Только решив эту задачу, можно уже будет говорить о взаимодействии по перемещению трудовых ресурсов, продовольственных и промышленных связях.

Опубликовано в №127 от 16.07.2020 

Областная газета Свердловской области