Разведаны 24 новых месторождения

камни, руки

Запасы природного камня в Свердловской области используют для производства щебня. Автор фото: Павел Ворожцов.

Самое большое свердловское месторождение из обретённых в 2014 году – Баженовское в районе Асбеста. Здесь запас строительного камня для производства щебня – 205 миллионов кубических метров, это в два раза больше, чем разведали на всём Среднем Урале в прошлом году. Ещё одна новая крупнейшая кладовая – в Алапаевском ГО, где гранитные запасы равны 61 миллиону кубометров.

— Спрос на строительные материалы в последнее время и в нашем регионе, и в соседних рос, в связи с этим увеличение запасов строительного камня было актуально, — поясняет министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексей Кузнецов.

Залежи природных богатств, которые на Среднем Урале разведывают под руководством регионального минприроды, — это, кроме строительного камня, ещё и глина, песок, торф. Разведкой ценных полезных ископаемых (руда, золото и так далее) занимается федеральное министерство природных ресурсов. За счёт чего произошёл такой резкий рост разведанных богатств Среднего Урала? И не повредит ли экологической системе их масштабная разработка?

— Больше всего разведанные запасы природных ископаемых области обогатили Восточные отвалы пород асбестовой руды Баженовского месторождения, — рассказала «ОГ» начальник отдела минеральных ресурсов свердловского минприроды Лидия Гейс. — Это самые крупные залежи за последние пару десятков лет. Важно, что добыча щебня под Асбестом будет проходить открытым способом, взрывать породу не требуется. Фактически камень уже добыт — ещё при добыче асбеста — и лежит на поверхности. Производство щебня здесь не может нанести никакого вреда природе. Напротив, если эту территорию очистят от гор камня, то впоследствии появится шанс её восстановить.

Другое крупное разведанное месторождение природного камня в регионе — Чистое, в Алапаевском ГО, в четырёх километрах от посёлка Нейво-Шайтанский. И вот здесь добывать гранит будут «с нуля». Никаких экспертов не надо, чтобы понять: да, экологический баланс в таком случае будет нарушен.

— Но это не повод не разрабатывать природные богатства и оставлять их под землёй, — уверена Лидия Гейс. — Лицензия на добычу ископаемых выдаётся при условии, что недропользователь проводит мониторинг экологической ситуации и согласовывает свои работы с министерством. За соблюдением природоохранного законодательства следят и министерство, и прокуратура. Штрафы за неисполнение условий лицензии на право пользования недрами крупные — от 300 до 500 тысяч рублей для юридических лиц, так что добытчики ископаемых стараются соблюдать закон и беречь природу.

Надо сказать, когда администрация муниципалитета выступает против разработки месторождения, лицензия на его разработку не выдаётся. А ещё лицензии на добычу ископаемых никто не получит, если на площади их залегания находятся памятники культурного наследия, особо охраняемые природные территории, зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоохранные зоны рек и озёр.

Областная газета Свердловской области