Темы дня

Uber жжет деньги

Яндекс.Такси — сервис онлайн-заказа такси через мобильное приложение или веб-сайт, которое является крупнейшим агрегатором служб такси в России по числу заказов. Фото: Алексей Кунилов

Яндекс.Такси — сервис онлайн-заказа такси через мобильное приложение или веб-сайт, которое является крупнейшим агрегатором служб такси в России по числу заказов. Фото: Алексей Кунилов

Федеральная антимонопольная служба 24 ноября одобрила слияние сервиса перевозок компаний Яндекс и Uber. Объединённая служба по заказу такси будет работать в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. О том, почему эта сделка состоялась и как будут работать объединённые компании, рассказывает Андрей Себрант — директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс».

Несмотря на то, что капитализация оценивается Uber практически в 70 миллиардов долларов, её в последнее время сотрясает один скандал за другим. Из последнего, что было в «послужном списке» — вопиющий случай кражи данных 57 миллионов человек, водителей и клиентов сервиса. Компания решила заплатить хакерам 100 000 долларов США и не предавать дело огласке. По данным информагентства Bloomberg, кибератака произошла в период руководства сервисом одного из основателей — Трэвиса Каланика. До этого в отношении него и других руководителей компании проводилось расследование по делу о массовых сексуальных домогательствах в отношении сотрудниц.

Ко всему прочему добавилось обвинение в краже технологий. В феврале этого года в федеральный суд Сан-Франциско обратилась компания Waymo, которая на сегодняшний день является одним из разработчиков технологий беспилотных автомобилей. По её утверждениям, в декабре 2015 года бывший сотрудник скопировал более 14 тысяч конфиденциальных файлов и передал их в Uber. Несмотря на то, что сервис всё отрицал и заявил, что ничьих разработок не крал, суд обязал Uber вернуть все документы и отстранить ведущего инженера от работы.

«Инвестиции в беспилотные автомобили, субсидирование поездок, выход на новые рынки и бешеные вложения в маркетинг, когда водителям, по сути, выплачивали деньги до того, как они что-то заработали, финансово подкосили Uber, — рассказывает Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс». — Это компания, которая должна начать немножко считать деньги, и главное, уже известно, что не везде может победить. Прецедент в Китае, где они так и не смогли прорваться через законодательный барьер, многому их научил. В итоге они просто продали свой бизнес DiDi целиком и ушли, отбив хоть какие-то деньги».

Яндекс и Uber договорились проинвестировать в объединённую компанию 325 миллионов долларов. На 59,3 процента платформа будет принадлежать Яндексу, на 36,6 процента — Uber и на 4,1 процента — сотрудникам самой платформы. Распределение активов зависело от преимущества сторон. Картографическое решение Яндекса лучше, поэтому качество построения маршрута и проблемы, которые регулярно возникают при заездах под кирпич водителей Uber, снимаются. К тому же на момент объявления сделки было известно, что у российской компании — большая доля этого рынка.

«Установка российского софта значительно повысила уровень капитализации Яндекса после этой сделки, но и в Америке Uber очень хвалили: фу, наконец-то на этом рынке ты не жжёшь ни копейки, потому что однократно вложился в это совместное предприятие, а дальше вся прибыль, какая бы она ни была — твоя, а операционное управление — у Яндекса», — поясняет Андрей Себрант.

Впрочем, на сервисе такси отношения не заканчиваются, а, похоже, только начинаются. Uber — это высокотехнологичная компания, занимающаяся проблемами Big Data и машинным интеллектом. В процессе обмена разными идеями и подходами, например, как обрабатывать огромное количество данных, которые идут от всего флота автомобилей, будет чем поделиться инженерам и математикам всех сторон. И это наверняка станет приличным взаимообогащением, у совместной компании будет что взять со стороны друг друга.

После объявления новости об одобрении сделки с Uber стоимость акций компании «Яндекс» к концу торгов пятницы выросла на Московской бирже до 2079,5 рубля, поставив исторический рекорд. По данным швейцарского финансового холдинга UBS, в России оборот рынка такси в 2017 году составит 731 миллиард рублей, а в 2025 уже 1,23 триллиона рублей с долей онлайн-заказов около 85 процентов. По мнению руководителя отдела торговых операций «Знаменка Капитал» Григория Исаева, «сделка с Uber, безусловно, позитивная для акций Яндекса. Заканчивается ценовая война, в которой Яндекс вышел победителем, Uber ушёл с российского рынка, как в своё время с китайского, оставив долю в партнёре. Возможно, теперь этот бизнес удастся вывести в прибыль. В дальнейшем Яндекс планирует вывести логистические активы на IPO в США, и если это произойдёт, то будет, безусловно, позитивным триггером для акций компании. Сервис Uber с новым генеральным директором реструктурирует бизнес и выходит из убыточных для них рынков, таких как Россия».

Факт

Как сообщили в ФАС России, ведомство одобрило сделку, выдвинув два условия:

Во-первых, в течение полугода после осуществления сделки компания должна обеспечить возможность максимального информативного получения пассажиром сведений о поездке в мобильном приложении и указывать государственный регистрационный номер, марку/модель/цвет автомобиля, ФИО водителя, наименование партнёра-перевозчика.

Во-вторых, не устанавливать запреты для водителей и пассажиров в использовании мобильных приложений других компаний, осуществляющих услуги информационного взаимодействия водителей такси и пассажиров.

  • Опубликовано в №221 от 28.11.2017
Областная газета Свердловской области