ТЦ уходят на отдых?

Фото: Алексей Кунилов

Фото: Алексей Кунилов

За 2017 год в Екатеринбурге не было открыто ни одного торгового центра, в то время как в 2016 году ввели в строй сразу 4. Такие цифры в своём исследовании приводит консалтинговая компания «Урал-Гермес». По данным аналитиков, замедление темпов строительства таких объектов наметилось за последние 3–4 года. Причина – снижение реальных доходов населения.

По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, сейчас в городе 40 торговых центров и 52 торговых комплекса. Количество ТЦ за последние 10 лет увеличилось в два раза. По насыщенности качественными торговыми площадями ТЦ уральская столица уступает только Самаре, где, по данным консалтинговой компании «Магазин магазинов», на одну тысячу жителей приходится 621 квадратный метр торговых площадей. У нас показатель скромнее – 504 квадратных метра на тысячу жителей.

Получается, что Екатеринбург с полуторамиллионным населением обеспечен таким количеством оснащённых всем необходимым современных ТЦ, которое сопоставимо с площадью двух с половиной «Гринвичей» или пяти ТРЦ «Глобус». С одной стороны, даже учитывая процент магазинов вне ТЦ города, кажется, что цифра – небольшая. Но с другой стороны, они сосредоточены в центральной части города – в таких микрорайонах, как Химмаш и Вторчермет, торговых центров пока нет. Хотя, по мнению экспертов, именно торговые центры районного и микрорайонного типа, приближённые к местам компактного проживания людей, в условиях кризиса чувствуют себя наиболее устойчиво.

В комитете по товарному рынку отмечают, что рынок ТЦ города действительно сейчас перенасыщен. Поэтому последнее время владельцы таких торговых объектов всё чаще делают выбор не в пользу ритейла, размещая на своих площадках развлекательные заведения, отдавая торговые пространства под офисы и образовательные организации, где проводят различные мастер-классы. Наглядный пример – «Высшая школа имиджа и стиля » в «Успенском» и спортивные секции в ТЦ «Sila Voli». Кстати, спортивная составляющая сегодня есть в большинстве ТЦ. В частности, фитнес-залы размещены в 15 торговых центрах и 6 торговых комплексах.

Ещё одна тенденция – поиск новых якорных арендаторов. Если раньше зачастую большую площадь ТЦ занимали международные и федеральные сети, то сегодня владельцы всё чаще присматриваются к местным производителям – фермерам и дизайнерам из разных городов России. Кроме того, для работы с посетителями внедряются интерактивные технологии: в общественных зонах торговых центров появляются голосовые ассистенты, непосредственно в магазинах – кассы самообслуживания.

Эксперты консалтинговых компаний и специалисты мэрии сходятся во мнении, что в текущем году одной из основных тенденций станет «реконцепция» торговых центров – обновление или расширение существующих пространств. За последние два года сразу несколько крупных торговых центров (в частности, «Гринвич» и «Мега») для привлечения посетителей обновили свои фуд-корты. Сменой дизайна интерьера сейчас занимается «Мега», расширением торговых площадей – ТЦ «Эма» и «Омега».

  • Опубликовано в №128 от 21.07.2018
Областная газета Свердловской области