Муниципальные закупки планируют передать профессионалам

При закупках на федеральном и региональном уровнях ФАС всё чаще выявляет сговор компаний для поддержания более высокой цены товара. В этом году такое нарушение,  в частности, было обнаружено при поставке хлеба в «НИИ ОММ». Фото: Алексей Кунилов

При закупках на федеральном и региональном уровнях ФАС всё чаще выявляет сговор компаний для поддержания более высокой цены товара. В этом году такое нарушение, в частности, было обнаружено при поставке хлеба в «НИИ ОММ». Фото: Алексей Кунилов

Свердловское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России заявило о необходимости централизовать закупки для бюджетных учреждений на местах. К такому выводу ведомство пришло по итогам рассмотрения жалоб в первом полугодии этого года. Предложение всколыхнуло новую волну дискуссии о закупках.

Как это работает?

Государственные и муниципальные учреждения проводят торги для приобретения тех или иных товаров по принципу обратного аукциона. На электронной площадке размещается заказ с техническим заданием, которое чётко определяет требования к объекту закупки. Предложить свои услуги всё на той же площадке могут сразу несколько поставщиков, договор же заключается с тем, кто выставит самую низкую цену. Причём такая процедура предусмотрена для любого расходования бюджетных средств, будь то приобретение канцелярских принадлежностей для офиса или ремонт гидротехнического сооружения.

Эта система действует уже несколько лет, но постоянно вызывает нарекания участников процесса. Претензии рассматриваются в судах, жалобы – в ФАС. Всё это порой больно бьёт по муниципальным учреждениям – школам, детсадам, больницам и поликлиникам, которые в большинстве своём не способны сладить с закупками. А пострадать могут простые жители региона, которые из-за споров при заключении контракта оказываются под угрозой остаться без самого необходимого.

Профессионалы в другом деле

В первой половине этого года в областное управление ФАС поступило более 700 жалоб на закупки. Из них 58,3 процента касались размещения заказов для муниципальных нужд.

– Это очень много. Мы понимаем, что на уровне муниципалитетов заказчиками выступают больницы, школы, библиотеки и прочие учреждения. Люди, которые работают в закупочных комиссиях, являются профессионалами в другом деле. Они учат, лечат и так далее, – пояснил журналистам руководитель Свердловского УФАС России Дмитрий Шалабодов.

По его словам, Свердловское УФАС, проанализировав ситуацию, начало подготовку предложений по централизации существующей системы закупок. Речь может идти даже о том, чтобы сосредоточить данную работу на базе профильных региональных ведомств. Например, закупки для школ будет проводить министерство общего и профессионального образования, для больниц – министерство здравоохранения и так далее. Возможна централизация и на уровне муниципалитетов. УФАС конкретизирует свои предложения в ближайшее время.

Нужны грамотные специалисты

“Областная газета” попросила прокомментировать ситуацию с муниципальными закупками непосредственных участников торгов. Эксперты отметили сложность российского законодательства. Разобраться в нём могут только грамотные специалисты – без них возникает большая путаница.

– Каждый год в канун учебного года мы получаем много обращений. Как правильно следует сформировать техническое задание на ремонт здания? Кто должен принимать выполненные работы? Как сделать так, чтобы конкурс с помощью демпинга не выиграл комбинат школьного питания, который потом целый год будет кормить учеников обедами за 46 рублей? Последнее противоречит здравому смыслу, а закон такое допускает, – рассказала «Облгазете» вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты, член Общественного совета при областном департаменте госзакупокСветлана Окулова.

По её словам, централизованные закупки не гарантируют качественное и более эффективное использование бюджетных средств. Необходимо внести изменения в законодательство и привлечь к закупкам независимых экспертов.

Председатель областного отделения «Деловой России» Леонид Гункевич, в свою очередь, посетовал на недостаточную подготовку занятых в муниципальных закупках сотрудников. В связи с этим предложенная УФАС централизация, по его мнению, – вынужденная, но необходимая мера. Вместе с тем собеседник «Облгазеты» подчеркнул, что нынешнее законодательство о закупках при правильном его применении позволяет избежать многих проблем.

– ФЗ-44 позволяет обеспечить не только экономию бюджета, но и достижение максимально нужного результата. Но почему-то исполнительные органы власти идут только по варианту экономии. Организованные таким образом конкурсы приводят к тому, что побеждают компании, не способные выполнить договор и оказать услуги, провести работы или поставить продукцию надлежащего качества, – пояснил Леонид Гункевич.

«Облгазета» будет следить за развитием дискуссии.

Мнение с мест

Александр Оськин, глава Кировградского ГО:

Централизация – хорошая идея, но желательно, чтобы это было сделано на муниципальном уровне. Ведь главная проблема для малых городов – это подготовка кадров. Необходимы специалисты для составления грамотного технического задания. Без него муниципалитет многое теряет: мы вынуждены спорить с потенциальными поставщиками товаров и услуг, нередко судебный процесс затягивается, а времени на реализацию инвестпроектов отводится очень мало. Кроме того, когда техзадание сделано некачественно, падает цена. Уже хорошо известно: если цена контракта в ходе торгов сильно снижена, то будут проблемы.

Виктор Роененко, глава Таборинского муниципального района:

Я целиком за централизацию, поскольку закупки проходят не очень просто. В общем-то мы их уже объединили на местном уровне, наняли на все закупки одного человека. Но если есть инициатива сделать это на региональном уровне, то так даже лучше. С одной стороны, мы на месте вроде бы лучше знаем, что нам надо. С другой стороны, мы расположены далеко от областного центра, поэтому на те же ремонты бюджетных учреждений желающих находится немного. Поэтому если будут заказы вместе размещать: большой и несколько маленьких, то исполнителей будет проще найти, да и выйдет это дешевле.

Елена Матвеева, глава Нижней Салды:

Централизация на региональном уровне нам не очень подходит. Мы делаем это оперативнее, хотя и не сказать, чтобы профессиональнее. Но к централизации на муниципальном уровне мы готовы. Единственная проблема заключается в том, что мы уже заявили о желании создать службу муниципального заказа, но нам на это не выделили расходных полномочий.

Алексей Стасёнок, глава Нижней Туры:

Главный вопрос, который всегда остаётся актуальным, – это благонадёжность подрядчика. Если мы анонсируем какой-то вид работ, то нам нужно, чтобы исполнитель не пропал с этими деньгами, чтобы он всё сделал в положенные сроки и качественно. А у нас основным критерием аукциона остаётся цена, это не всегда хороший показатель. В этом плане не сказал бы, что централизация закупок – это удобно. Тем более если это будет централизованная структура в Екатеринбурге. Тогда процесс только затянется. Тут нужна практика, обкатка.

  • Опубликовано в №151 от 23.08.2018
Областная газета Свердловской области