Сроки принятия бюджета области могут быть скорректированы

Владимир Терешков

Владимир Терешков отметил, что большинство поручений согласительной комиссии в ходе исполнения бюджета 2018 года были выполнены Фото: Алексей Кунилов

До 1 ноября в свердловское Заксобрание должен поступить законопроект о бюджете на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. «Облгазета» расспросила председателя комитета по бюджету, финансам и налогам ЗССО Владимира ТЕРЕШКОВА об особенностях формирования бюджета на следующий год.

– Мы планируем рассмотреть законопроект на заседании комитета в первой декаде ноября, затем принимаем в первом чтении – и сразу же стартуют согласительные процедуры: идёт обсуждение в рабочих группах, затем объединённое заседание согласительной комиссии, балансировка, подготовка поправок, – объясняет Владимир Терешков. – Второе и третье чтения мы предварительно планируем на 4 декабря, но возможна корректировка сроков. Нужно будет готовить большой блок поправок – к концу ноября должно стать известно, какие средства Федерация предоставит области по госпрограммам. Пока у нас таких данных нет.

– Скажется ли на сроках принятия бюджета голосование за город, где пройдёт ЭКСПО-2025?

– Конечно, в том числе и поэтому мы говорим о возможной отсрочке второго чтения. В случае победы надо будет предусмотреть областные и федеральные средства на начало работ по развитию городской инфраструктуры. Эти суммы будут запланированы заранее. Если вдруг по каким-то причинам у нас не получится – нужно помнить, что одновременно с ЭКСПО-2025 мы заявились на Универсиаду в 2023 году.

– Запланирован ли в законе о бюджете на 2019 год рост доходов?

– Да, мы закладываем увеличение доходной части бюджета на 2019 год, но закладываем осторожно. Специфика Свердловской области в том, что у нас хорошо развита тяжёлая промышленность. В основе нашей экономики работа крупных металлургических холдингов, горнодобывающая промышленность. Их продукция уходит на экспорт. А вы знаете, что ситуация на внешних рынках сейчас непростая.

Тем не менее ЕВРАЗ, НТМК, ТМК и другие предприятия показывают постоянный рост. У нас есть предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые обеспечены госзаказом до 2021 года. Здесь мы рассчитываем на сохранение рабочего потенциала: если у работников будет стабильная зарплата – значит, поступления по НДФЛ будут стабильными. Далее – планируем рост поступлений по налогу на имущество организаций, у нас растут акцизы на ГСМ и на спиртные напитки. Напомню, что поступления по акцизам на бензин – это серьёзный источник, который во многом формирует доходную базу дорожного фонда. Не надо забывать и про управление государственной собственностью – оно позволяет привлечь в казну ежегодно более 5 млрд рублей.

– О расходах. В сентябре согласительная комиссия обсудила бюджет следующего года с главами муниципалитетов – было принято решение о выделении им дополнительно порядка 20 млрд рублей. Меняются ли год от года пожелания, с которыми приходят градоначальники перед стартом бюджетного процесса?

– Если раньше многие просили деньги на поддержание жизнеспособности территорий, то сейчас практически все заявляют средства на развитие. Это ключевое изменение.

Это и средства на развитие городской среды, на работу по утилизации твёрдых коммунальных отходов, обустройство контейнерных площадок. Есть серьёзная тема, финансирование по которой мы увеличиваем в последние годы – это строительство комплексов очистных сооружений сточных вод: старые очистные сооружения во многих территориях уже не справляются. Кроме того, это газификация, которая важна не только для улучшения качества жизни простых жителей, но и для сельхозтоваропроизводителей. Это дорожная деятельность. Это строительство школ и других социальных объектов.

– В ходе работы согласительной комиссии законопроект о бюджете, как правило, корректируется. Руководители министерств – главных распорядителей бюджетных средств – представляют своё видение развития курируемых ими сфер. Депутаты, которые более плотно работают с территориями, как правило, предлагают расширить список объектов, которые необходимо построить, отремонтировать. Но доходы бюджета ограничены. Как удаётся прийти к компромиссу?

– Я бы выделил две технологии. Во-первых, мы принимаем среднесрочный бюджет – на следующий год и плановый период, поэтому какие-то задачи можем обозначить в трёхлетке. Это даёт возможность развести решение любой проблемы по годам. В этом случае главам необходимо чётко объяснять в своих муниципалитетах, что средства ограничены, но в плановом периоде эту проблему обязательно будем решать.

Во-вторых, мы предполагаем, что в течение года возможно поступление дополнительных доходов и корректировка бюджета. Поэтому по итогам работы согласительных комиссий мы принимаем постановление, где указываются болевые точки, на которые необходимо направить средства в случае поступления в казну области дополнительных средств.

– Сейчас Заксобрание готовится к четвёртой за этот год корректировке бюджета области. Задачи, указанные в постановлении согласительной комиссии при обсуждении бюджета 2018 года, удалось решить?

– В постановлении было перечислено 52 поручения, которые мы посчитали необходимым выполнить. Львиная доля этих поручений в той или иной степени профинансирована. Например, в ходе корректировок бюджета выделяются средства на жильё для детей-сирот, на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, строительство и реконструкцию школ, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, спорта. В ходе прошлых и нынешних изменений бюджета мы предусмотрели средства на компенсацию затрат производителям молока – вы помните, что летом 2018 года была напряжённая ситуация, связанная с демпингом цен.

– Что будет с проблемами, указанными в постановлении, которые не удастся решить в этом году?

– Мы обязательно вернёмся к этим вопросам. Это не потерянная тема.

  • Опубликовано в №196 от 25.10.2018
Областная газета Свердловской области