На Среднем Урале притормозят экспансию торговых сетей

сельский магазин

Магазины «у дома» всегда были палочкой-выручалочкой для сельчан, но с появлением сетевиков рискуют оказаться ненужными. Фото: Галина Соколова

Свердловская область вышла на первое место в УрФО и на пятое в России по объёмам розничной торговли – её оборот превысил триллион рублей. Большая часть этих средств приходится на крупные торговые сети. Почему уральцы предпочитают закупаться в сетевых магазинах, а не на рынках? И как нашествие сетевиков сказывается на развитии торговли в небольших городах и селах? «Облгазета» изучила ситуацию.

Всё дело в ценах

По данным областного министерства агропромышленного комплекса и продовольствия, сегодня в регионе действуют 21 267 магазинов, 4 985 павильонов (киосков) и 481 торговый центр. По объемам розничной торговли лидируют Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск и Серов. 

В области открыты филиалы торговых сетей «Монетка», «Кировский», «Елисей», «Мегамарт», «Ашан», «Лента», «Metro», X5 Retail Group («Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель»), «Верный», «Магнит» и «О'кей» (всего 9 тысяч магазинов). За последние пять лет доля сетевых игроков на рынке розничных продаж выросла с 19,8 процента до 29,9.

– Торговые сети предлагают широкий ассортимент товара и стремятся к наиболее низкому ценовому позиционированию продукции, что неизменно привлекает покупателей. Кроме того, сети создают рабочие места, – озвучил министр агропромышленного комплекса и продовольствия Дмитрий Дегтярёв.

Практически все торговые сети имеют собственные распределительные центры, обеспечивающие поставки товаров по территории региона и за его пределы (в Тюмень, Курган, Челябинск, ХМАО и пр.). Большинство центров сосредоточены вблизи Екатеринбурга, и работают они по «умным» технологиям хранения продукции. Это и динамический слоттинг (алгоритм, рассчитывающий пробег машины-комплектовщика по данным о предыдущих заказах), и голосовая комплектация (товар собирается с помощью голосового терминала), и EDI-системы (следят за наличием товара на полках и планируют его сбыт).

Помимо этого, на фоне государственного курса на импортозамещение уральские ритейлеры активно начали реализовывать товары СТМ – собственных торговых марок. Как продукцию СТМ сетевики презентуют на прилавках мясопродукты, молоко, масло, муку, хлеб, яйцо, чай, соль, крупы, консервы. И большинство таких товаров действительно производится на предприятиях Свердловской области.

Сети задавят?

Сетевая форма развития бизнеса оказывает серьёзное влияние на развитие потребительского рынка в муниципалитетах. Освоив городские пространства, торговые сети начали заходить в сёла и на удалённые от областного центра территории. Местным частникам приходится туго – они не выдерживают конкуренции и зачастую вынуждены сворачивать свою торговлю. 

– В большом магазине и выбор есть, и цена ниже, но какое качество продукции?! Товар не всегда свежий, «просрочка» попадается. А рядом наше местное райпо умирает. До прихода торговой сети оно содержало торговые точки, выездную торговлю для людей организовывало за 80–100 км от посёлка. Да, товар подороже, но всегда качественный! А теперь мы райпо поддерживаем: в этом году из бюджета 100 тысяч рублей выделили, чтобы компенсировать ему расходы на выездную доставку товаров. А на следующий год запланировали уже 350 тысяч, – констатирует глава Гаринского ГО Сергей Величко.

Парадоксально, но за счёт торговых сетей в регионе растёт показатель обеспеченности населения торговыми площадями. Так, в Екатеринбурге, Арамиле, Ирбите, Качканаре и Нижнетуринском районе он уже превышает 1,2 тысячи кв.метров на тысячу жителей. Среди сельских территорий лидируют Слободо-Туринское, Байкаловское, Таборинское и Дружининское – более 500 кв.метров на тысячу населения.  

Наблюдается ещё одна закономерность: из-за расширения торговых сетей в регионе сокращается доля розничных продаж на рынках (за пять лет – с 5,2 процента до трёх). Сегодня в области функционируют всего 11 рынков в девяти муниципалитетах. И действующее законодательство, к сожалению, не способствует развитию рыночной торговли. 

– С 2013 года компании, управляющие рынками, вправе использовать для организации продаж исключительно капитальные здания и сооружения, – пояснил министр Дегтярёв. – Это привело к переводу управляющими компаниями некоторых рынков в формат торговых центров и комплексов. 

Также сокращается количество торговых павильонов и киосков – за пятилетку в регионе свернули торговлю 927 объектов. И такая ситуация наблюдается по всей России, отмечают в министерстве. 

Позиция власти

Чтобы урегулировать взаимоотношения между производителями, потребителями и продавцами товаров, областное правительство разработало и утвердило стратегию развития потребительского рынка региона до 2035 года. Все муниципалитеты области распределены по группам – в зависимости от уровня развития розничной торговли. Для каждой группы выработан свой комплекс мер региональной поддержки и мероприятий. 

Так, в муниципалитетах первой группы (Арамиль, Новоуральск, Екатеринбург, Серов, Тавда, Сухой Лог, Каменск-Уральский и др.) областные власти намерены заниматься исключительно повышением качества торгового обслуживания населения. Данные территории уже достигли «пиковых» показателей развития торговой деятельности.

А в муниципалитетах второй группы (Сосьва, Бисерть, Ивдель, Ирбит, Заречный, Камышлов, Красноуральск и др.), в первую очередь будут развивать инфраструктуру торгового обслуживания. Эти территории пока достигли минимального норматива обеспеченности жителей торговыми площадями. 

С топ-менеджерами сетевых магазинов правительство планирует решать вопросы на торгово-закупочных сессиях (за последний год таких сессий прошло больше 10). Такой формат работы позволяет оперативно принимать решения по цене, качеству и конкурентным преимуществам продукции. При этом областные власти оставляют за собой право проводить лабораторные испытания пищевых продуктов и результаты направлять в областное управление Роспотребнадзора для привлечения нарушителей к административной ответственности.  

Стратегия также предусматривает увеличение количества ярмарок в регионе – с 580 до 700 к 2035 году, пунктов мобильной торговли – с 610 до 660, объектов нестационарной торговли – с 6950 до 7200. На развитие потребительского рынка правительство рассчитывает израсходовать почти 29 миллиардов рублей. 

Отметим, что о влиянии торговых сетей на потребительский рынок всерьёз задумались на федеральном уровне. С декабря в России вступил в силу новый закон, запрещающий сетевикам возвращать непроданные продукты со сроком годности до 30 дней сельхозпроизводителям. Это касается овощей, фруктов, хлеба, молочной и кондитерской продукции, мяса и рыбы. Ранее ритейлеры, не сумев вовремя реализовать товар, злоупотребляли такой возможностью, отправляя обратно до 40 процентов продуктов. Новый закон позволит фермерам сократить убытки, а сетевикам придётся покупать ровно столько продуктов, сколько они могут продать. 

  • Опубликовано в №230 от 13.12.2018 
Областная газета Свердловской области