Made-in-ural.ru: свердловскую продукцию продают в 140 странах мира

Портал внешнеэкономической деятельности – созданное правительством Свердловской области современное цифровое «одно окно» для экспортно ориентированных предприятий и одновременно «витрина» компетенций региона как инструмент развития экспорта.

На сайте мade-in-Ural.ru можно посмотреть ассортимент свердловских товаров и почитать о них, в том числе на английском языке. Фото: скриншот портала Made in Ural

Свердловская область вошла в ТОП-10 основных регионов-экспортёров России – она сотрудничает со 140 странами. Значительное влияние на развитие торговых отношений в последнее десятилетие оказывают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Китай. За последние 10 лет товарооборот с ним вырос с 480 млн до 1,3 млрд долларов. «Облгазета» разбиралась в стратегии развития международных связей региона.

Что купить, а что продать

В десятку партнёров Свердловской области также входят крупнейшие страны Евросоюза – Германия, Чехия, Италия, Франция и Греция. На долю этих стран приходится более 17 процентов от всего товарооборота. Основным же партнёром региона, несмотря на политические коллизии, по-прежнему остаются США: товарооборот с ними в среднем составляет около 1,4 млрд долларов в год.

– Большую часть экспортируемой за рубеж продукции составляют металлы и изделия из них. Медь охотно скупают Греция, Китай, Бельгия, Беларусь и Казахстан, алюминий – США, Китай, Германия. Кроме того, за последние два года в два раза выросли поставки бесшовных стальных труб в США, Чехию, Японию, Турцию и Германию, – рассказал министр международных и внешнеэкономических связей региона Василий Козлов.

На долю машиностроительной продукции от объёма экспорта приходятся 14,5 процента. Это части летательных аппаратов, транспортные средства, механическое оборудование. Их приобретают Франция, Иран, США, Алжир, Ирак, Узбекистан и другие страны. Ещё одно направление — продажа химической продукции. В основном это продукты неорганической химии, которые Средний Урал поставляет в США, Германию, Таджикистан, а также фармацевтическая продукция, полимеры и резина — их главный покупатель Казахстан.

А вот экспорт услуг Свердловской области составляет всего 2–3 процента от общего объёма. В министерстве столь низкий показатель объясняют тем, что значительно снизилась востребованность международных автомобильных перевозок, предоставляемых региональными компаниями (с 6,2 процента в 2011 году до 2,9 в 2017 году). Нераскрытым остаётся потенциал региона по экспорту услуг в сфере образования, медицины (в том числе высокотехнологичной помощи), в культуре и туризме.

– Отсутствие языкового барьера, сравнительно низкие транспортные расходы, доступные цены создают привлекательность этого рынка для потребителей, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, поэтому его нужно развивать, – считает Василий Козлов.

Что касается обратной связи торговых отношений – импорта, промышленные предприятия Свердловской области активно закупают оборудование в Германии, Японии, Китае и Корее. Как правило, это металлообрабатывающее оборудование, аналоги которого не производятся в России. 

Экспортная экспансия

Новая стратегия предусматривает, что приоритетным направлением для Свердловской области на ближайшие 17 лет станет развитие сотрудничества с государствами – участниками СНГ и ЕАЭС (с Киргизской Республикой, Арменией, Белоруссией и Казахстаном), сказал Козлов. 

С Азиатско-Тихоокеанским регионом сотрудничество продолжится – объёмы уральских поставок чёрных металлов, железнодорожной техники, энергетического, горнодобывающего и нефтегазового оборудования планируется увеличить. Страны Латинской Америки останутся перспективными рынками для экспорта оборудования и металлоизделий, но развитие торговых отношений с ними сдерживается по причине двух факторов – нестабильной платёжеспособности этих стран и высоких затрат, связанных со входом на рынки.

– Экспортная экспансия на зарубежные рынки возможна только при переходе на производство продукции более высоких переделов, технологических и интеллектуальных сервисов, – уточнил региональный министр. – Должна быть сформирована сегментированная база региональных экспортёров – по размеру компаний, отраслевой направленности, географии поставок продукции. 

Основным региональным механизмом поддержки экспорта станет сопровождение экспортных проектов. Правительство планирует провести конкурсный отбор, по итогам которого будут заключены соглашения областной власти с компаниями-экспортёрами. 

– С одной стороны, для предприятий установят обязательства по увеличению налоговых платежей в бюджет и созданию новых рабочих мест, а с другой – в соглашении будет указана поддержка со стороны регионального правительства. Например, проведение маркетинговых исследований по перспективным рынкам или разработка и изготовление качественных презентационных материалов, – сказал Василий Козлов. 

Кроме этого, министерство совместно с компаниями-экспортёрами уже запустили портал мade-in-ural.ru. Ресурс является своеобразным каталогом, где можно прочитать о компаниях и их товарах. Ещё одной инициативой стало создание правительством областного агентства по привлечению инвестиций. Соответствующее постановление в начале декабря подписал глава региона Евгений Куйвашев. Помимо работы с потенциальными инвесторами новая структура будет заниматься развитием конгрессно-выставочной деятельности и подготовкой заявок на проведение в области крупных деловых, культурных или спортивных мероприятий. Данные меры необходимы, чтобы усилить международные торговые связи, считают в министерстве. 

За последнее десятилетие доля стран СНГ в товарообороте со свердловской областью сократилась с 22 до 16 процентов –негативное влияние на торговлю оказали невысокие темпы экономического роста в этих странах

  • Опубликовано в №236 от 21.12.2018
Областная газета Свердловской области