Китайская экономика наращивает внутренний спрос

  Синьхуа/Станислав Мищенко
Китайская экономика переориентируется на внутренний спрос.

Персонал обувной фабрики продаёт ботинки в прямом эфире на складе электронной коммерции в китайском городе Путяне. Фото: Синьхуа / Линь Ханьчуань

Китайская экономика выходит на внутренний рынок на фоне глобальной рецессии, вызванной коронавирусом. В апреле экспорт КНР вырос всего на 8,2 процента в годовом исчислении до 1,41 трлн юаней (около 198,8 млрд долларов США). В этих условиях многие экспортно-ориентированные компании обращаются к внутреннемуспросу, чтобы справиться с сокращением зарубежных заказов и обеспечить рост производства.

Стримеры из Путяня

Примерно в восемь часов вечера около 20 стримеров со смартфонами мчались по указанию своих подписчиков в социальных сетях между рядами аккуратно сложенной обуви. Они вели прямую трансляцию из выставочной зоны электронной платформы поставок 0594 в городе Путяне провинции Фуцзянь на юго-востоке Китая. Время от времени стримеры хватали ботинки с полок для крупного плана и показывали фолловерам особенности той или иной модели. Так блогеры продают обувь местных производителей, многие из которых обеспокоены отменой или задержкой зарубежных заказов на фоне глобальной эпидемии COVID-19.

– Чтобы избавиться от лишних запасов, многие обувные компании в Путяне обращаются к потоковому вещанию в реальном времени, чтобы исследовать внутренний рынок, – отмечает генеральный директор платформы 0594 Чэнь Син. – Сейчас мы сотрудничаем с более чем 40 производителями, и я уверен, что в дальнейшем их число будет только расти.

Платформа 0594 создала инкубатор для интернет-знаменитостей и уже провела семь обучающих семинаров для влиятельных стримеров, в которых приняли участие более 200 человек. 39-летняя Хуан Хуафан записалась на двухдневный ускоренный курс в конце марта и вскоре начала свою первую трансляцию в прямом эфире. Она работает с 14 до 22 часов, привлекая около 500 подписчиков и продавая более 20 пар обуви каждый день. Хотя Хуан пока не очень известный стример, она с оптимизмом смотрит в будущее.

– Предстоит пройти долгий путь, но я считаю, что прямая трансляция является тенденцией, – говорит Хуан. – Это необходимый навык для всех, кто хочет выходить на рынок через Интернет.

По словам Чэнь Синя, только в апреле платформа 0594 продала почти 130 тысяч пар обуви. Поскольку внутренние экономические перспективы продолжают улучшаться, цель продаж на май была установлена на уровне 200 тысяч пар. Подобно производителям в Путяне многие китайские фабрики вместо экспорта товаров стали поставлять их местным потребителям.

Адаптация производства

После нескольких месяцев простоя генеральный директор путянской компании Hsieh Shun Footwear Co., Ltd. Ву Сонглин вздохнул с облегчением, когда грузовики с терапевтической обувью для внутреннего рынка покинули его фабрику. Это была первая отгрузка товаров китайским потребителям с тех пор, как Ву и его партнёры основали компанию в 2010 году. До пандемии у неё было только два клиента — один из Европы, а другой из Японии.

Раньше дела шли гладко, жизнь была хорошей, но фабрика оказалась на грани остановки в марте, когда коронавирус начал разрушать мировую экономику. Новые заказы не поступали, а отгрузку существующих клиенты требовали отложить до июня. Тогда отчаявшийся сапожник обратился к спросу внутри страны. Он позвонил одному из своих старых деловых партнёров и получил заказ на массажную обувь, которая продаётся в Поднебесной как горячие пирожки: из-за пандемии здоровье заняло первое место в жизни китайцев.

В апреле на фабрике произвели 10 тысяч пар массажной обуви, в мае ожидается, что их количество достигнет 30 тысяч. Этого достаточно для обеспечения работы производственных линий. Благодаря быстрой адаптации компании к новым рыночным условиям около 200 человек сохранили свои рабочие места. Двадцать процентов персонала всё же пришлось уволить, а оставшихся рабочих трудоустроили на другие предприятия в рамках городской программы обмена сотрудниками.

– Если внутренние заказы продолжат поступать, мы надеемся, что наша компания вернётся к нормальной жизни в сентябре, когда объём производства массажной обуви достигнет 90 тысяч пар в месяц, – считает Ву. – К тому времени мы будем жить и процветать без каких-либо поставок зарубежным клиентам.

Но перейти на другой рынок нелегко. В прошлом экспортно ориентированные фабрики отвечали только за производство, а бренды заботились о продажах, продвижении и поддержке клиентов.

– Если вы продаёте на внутреннем рынке, вам нужно иметь собственную торговую марку и маркетинговые возможности, – объясняет Ву. – Работа с платформами электронной коммерции может быть одним из выходов, но сейчас важнее понять местных потребителей и удовлетворить их потребности.

Настройка будущего

В течение долгих лет многие китайские экспортёры пытались подняться по цепочке создания стоимости и использовать неизведанные возможности внутреннего рынка. По мере того как COVID-19 продолжает распространяться по миру, у них есть сильный толчок для внедрения индивидуального производства.

В опытном обувном магазине в центре города Путяня покупатели выстраиваются в очередь, ожидая, чтобы размер и другие параметры их ног измерили на умном устройстве. Через пару секунд они получают эти данные по телефону, а через пару ударов и щелчков пальцами размещают в специальной программе свои заказы с уникальными функциями, цветами и формами ботинок. Заказы моментально поступают в производственную мастерскую рядом с магазином, которая производит обувь в соответствии с личными потребностями клиентов.

Давний производитель спортивной обуви SEMS, который установил партнёрские отношения с несколькими международными брендами, начал внедрять гибкое производство несколько лет назад, чтобы приспособиться к развивающемуся внутреннему рынку. По словам исполнительного вице-президента компании Чжу Ичжэня, массовая настройка предоставляет потребителям товары, которые соответствуют их потребностям. В то же время она позволяет фабрикам улучшить рабочие процессы и технологии для поддержания высокой производительности без инвентаризации и распределения продукции.

– На сегодняшний день мы продаём более 100 пар обуви в день, но мы на пороге новой эры, – подчёркивает Чжу. – Мы надеемся, что всё больше компаний осознают тенденцию развития и присоединятся к практике массовой настройки.

Такая форма электронной торговли «клиент – производитель» или C2M позволяет потребителям размещать заказы по индивидуальным лекалам непосредственно на фабриках. Она стала модной среди ориентированных на экспорт компаний. Управляющий заводом по производству керамических цветочных горшков в округе Дехуа провинции Фуцзянь Ли Цзюньцзе не продал ни одного горшка своим зарубежным клиентам со времени вспышки коронавируса в конце января.

До этого фабрика экспортировала 30 процентов своих цветочных горшков в США и Испанию, но Ли удалось компенсировать потерянные сделки, продавая товар на платформах электронной коммерции. Вместо оптовых заказов, размещаемых иностранными клиентами, отечественные потребители, как правило, покупают индивидуальные продукты в небольших количествах.

Китайская экономика переориентируется на внутренний спрос.
Клиент измеряет свои ноги на умном устройстве производителя спортивной обуви SEMS в Путяне. Фото: Синьхуа / Линь Ханьчуань

С помощью больших данных, предоставляемых платформами электронной коммерции, Ли может сказать, какие товары станут хитом, чтобы увеличить их производство и разработать новые продукты на основе тщательного анализа различных групп потребителей.

– Наши онлайн-продажи почти удвоились за последний год: мы продали более 100 тысяч кастрюль в этом году благодаря бизнес-модели C2M, – отмечает Ли.

Его компания является одним из многих китайских малых и средних предприятий (МСП), которые воспользовались инициативой «2020 Spring Thunder Initiative» от гиганта электронной коммерции Alibaba Group. Её цель – помочь МСП, ориентированным на экспорт, выйти на новые рынки. Эта инициатива также поможет некоторым МСП преобразовать и развить свой бизнес на китайском рынке с помощью таких мер, как ресурсная поддержка, снижение пошлин и ускоренная обработка данных.

Китайская экономика переориентируется на внутренний спрос.
Автоматическая производственная линия специализированной мастерской на фабрике спортивной обуви. Фото: Синьхуа / Линь Ханьчуань
  • Опубликовано в №86 от 19.05.2020.

Сюжет

Пандемия коронавируса
Рассказываем, как борются с коронавирусной инфекцией в других странах

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области