«Уральские локомотивы»: из новичков в лидеры отрасли

Фото: Пресс-служба «Уральских локомотивов»

Фото: Пресс-служба «Уральских локомотивов»

Десять лет назад в Свердловской области на базе Уральского завода железнодорожного машиностроения было создано совместное предприятие Группы Синара и концерна «Сименс» – «Уральские локомотивы». Завод в рекордно короткие сроки стал крупнейшим производителем подвижного состава для Российских железных дорог. На протяжении последних нескольких лет «Уральские локомотивы» входят в топ-10 машиностроительных предприятий страны и являются лидерами в регионе по производительности труда. Добиться таких выдающихся результатов удалось благодаря использованию передовых технологий и высокому уровню квалификации персонала. 

– По уровню оснащения и технологий «Уральские локомотивы» являются самым современным предприятием в Европе по выпуску подвижного состава.   Одной из базовых платформ в работе завода стало активное использование цифровых технологий, – комментирует гендиректор «Уральских локомотивов» Олег Спаи. – Безусловно, это вносит изменения в жизнь завода и положительно влияет на показатели нашей работы. Уровень автоматизации производственных процессов на «Уральских локомотивах» действительно очень высокий, а многие технологии являются уникальными для отечественного машиностроения. Например, сварка алюминиевых профилей, применяемых для производства электропоездов «Ласточка», осуществляется на роботизированном сварочном комплексе. А раскрой отдельных деталей кузова выполняется методом гидроабразивной резки – водой с песком под давлением в несколько тысяч атмосфер. Конструкторы и технологи при моделировании и проведении ряда испытаний работают с виртуальным двойником продукции. В настоящее время на предприятии создают так называемую «цифровую фабрику», где digital-процессы связывают всех специалистов, задействованных в создании продукта: от проектирования до сборки. 

Цифровые технологии играют важную роль и в работе электровозов и электропоездов. На «Уральских локомотивах» выпускаются «умные машины», каждая из которых оснащается модулем передачи технологической информации и системой датчиков. Это позволяет сотрудникам диспетчерского центра предприятия в режиме реального времени собирать и обрабатывать всю информацию с каждого локомотива и электропоезда по более чем 700 параметрам и оперативно реагировать в случае нештатных ситуаций. В этом году «Уральские локомотивы» начали распространять опыт применения системы диспетчеризации и на свои региональные центры, расположенные по всей России. Благодаря этому сотрудники, обслуживающие технику в регионах, смогут заранее прогнозировать необходимый объём работ ещё до того, как машина поступит в депо, и значительно быстрее осуществлять гарантийные и сервисные работы.   

Основная доля продукции «Уральских локомотивов» сегодня представлена электровозами, которые ежедневно транспортируют грузы по большинству железнодорожных магистралей РФ. Среди них – локомотивы «Синара» серии 2ЭС6, название которых на слуху даже у человека, далёкого от железнодорожной отрасли (их предприятие выпустило уже более тысячи). Электровозы «Гранит» серии 2ЭС10 – первый совместный проект Группы Синара и концерна «Сименс» и самый мощный локомотив с асинхронным двигателем в стране. И электровозы переменного тока серии 2ЭС7, доказавшие свою бесперебойную работу в тяжелейших климатических условиях БАМа и оснащённые самыми современными системами, в том числе для экономии потребляемых ресурсов. Но по-настоящему прославили завод скоростные электропоезда «Ласточка», которые сегодня курсируют в 20 регионах России. За последнее время они стали платформой для апробации «умных» технологий. 

Элементы системы автоведения «Уральские локомотивы» начали применять уже с первого выпущенного электровоза и в дальнейшем интегрировали их в «Ласточки». В прошлом году конструкторы предприятия пошли дальше и дооборудовали данную систему на «Ласточках», курсирующих по Московскому центральному кольцу (МЦК), специальными датчиками точного позиционирования. Сейчас ими оснащено более 50 пассажирских составов. Ультразвуковые датчики позволяют скорректировать остановку поезда на платформе с точностью до полуметра. Таким образом, фактически предприятие сделало первый шаг к внедрению беспилотной системы управления поездами. Как уточнил Олег Спаи, система автоведения позволит со временем значительно упростить работу машиниста. 

Фото: Пресс-служба «Уральских локомотивов»

Ещё одна разработка, которая проходит опытные испытания на «московских» «Ласточках», – встроенная система «машинного зрения». С помощью камер и сканирующих лидаров (технология позволяет обрабатывать информацию об удалённых объектах) во время движения состава формируется двухмерная или трёхмерная картина окружающего пространства. А дополнительное оборудование позволяет оценивать состояние и занятость путей.

– Завод сохраняет позиции одного из самых современных и высокотехнологичных машиностроительных предприятий в Европе, – считает Олег Спаи. – Состав оборудования, технологии, культура производства – всё самое передовое. Второй момент – это то, что изначально были внедрены цифровые решения в наши продукты, в процесс разработки и проектирования, а также в производственную деятельность. За годы работы «Уральские локомотивы» внесли существенный вклад в развитие отечественного железнодорожного машиностроения. Предприятие располагает всеми необходимыми ресурсами для воплощения новых амбициозных проектов. 

Один из таких проектов тоже будет связан с применением когнитивных технологий. Сейчас завод занимается разработкой нового базового локомотива 2ЭС6А, который станет платформой для целой линейки электровозов. В настоящее время готовится технический проект для потенциальных поставщиков. При благоприятном стечении обстоятельств 2ЭС6А появится на железных дорогах в 2022 году. В части электропоездов работа идёт в двух основных направлениях: двухэтажные «Ласточки» и поезда для ВСМ.

Справка «Облгазеты»

Завод «Уральские локомотивы» действует в Верхней Пышме с 1 июля 2010 года. 

За десять лет работы совместного предприятия численность персонала увеличилась в 2,5 раза и на настоящий момент составляет более 4000 человек. Средний возраст работников – 39 лет. 

В 2011 году между «РЖД» и ООО «Уральские локомотивы» был заключён контракт на поставку 1200 вагонов скоростных пассажирских электропоездов «Ласточка» с 2015 по 2023 год. Завод активно продолжает работу с российскими производителями: уровень отечественных комплектующих и работ при изготовлении электропоездов «Ласточка» на сегодняшний день уже превышает 85 процентов. 

Всего «Уральскими локомотивами» на конец июня выпущено 1235 электровозов разных серий и 168 электропоездов «Ласточка».

  • Опубликовано в №118 от 3.07.2020.

Опубликовано на правах рекламы

Областная газета Свердловской области