Молодой фотограф Сергей Потеряев предпочёл коммерческой съёмке документальную

Фотопроект "Линия Севера", фото - Федор Телков, Сергей Потеряев

Фотопроект "Линия Севера", фото - Федор Телков, Сергей Потеряев

Карьера большинства молодых фотографов сегодня складывается по одному сценарию. Едва научившись настраивать камеру, они переключаются на съёмку свадеб и вечеринок в клубах и в погоне за гонорарами встают на путь коммерческой фотографии. Молодой екатеринбургский фотограф Сергей Потеряв мыслит иначе: на его снимках – простые крестьяне и рабочие, которых он стремится запечатлеть в привычной для них обстановке. В числе известных проектов Потеряева – фотоистории, посвящённые Алапаевской узкоколейке, посёлку Староуткинск, людям, работающим в котельных УрФУ и Уралхиммаша, коренным малочисленным народам Севера.

Фотопроект "Линия Севера", фото - Федор Телков, Сергей Потеряев.

В свои 25 лет Сергей собрал несколько десятков российских и международных наград. Его работы попадали на выставки в Австралии, Италии, Китае. Их публиковали на страницах журнала «GEO» и сайте BBC Russia. Недавно он вместе со своим коллегой –  молодым фотографом Фёдором Телковым вернулся из Югры, где они снимали третью часть своего проекта «Линия Севера», посвящённую жизни четырёх коренных малочисленных народов – ненцев, хантов, манси и селькупов.

–Скажу честно, когда я впервые увидела твои фотографии, предположила, что их делает пожилой мужчина. По сюжетам и стилю они нетипичны для тех, что демонстрируют сегодня молодые фотографы…

– Мне часто об этом говорят. Фотографы вокруг становятся слишком предсказуемыми. Фотошколы ставят рамки, которые человек не может преодолеть –  они учат делать резкую качественную картинку по всем законам композиции. Но это в мире уже не столь важно. Пользоваться камерой и так все умеют, а она почти всё делает за тебя. Для меня не принципиально, какая техника у меня в руках, главное, чтобы её настройка не сбивала меня с мысли во время съёмки.

Фотопроект "Линия Севера", фото - Федор Телков, Сергей Потеряев.

– Ты учился на теплофаке в УрФУ. С чего началось твоё увлечение фотографией?

– Я начал фотографировать на третьем курсе. Идея фотопроекта «О тех, кто делает тепло» родилась как раз в университетские годы. Я решил снять историю про людей, которые работают в нашей вузовской котельной. Пришёл, чтобы получить разрешение, а меня пустили просто так. Я ходил туда долго, снимал портреты, рабочие места людей. Главная мысль заключалась в том, что тепло на самом деле исходит из сердец людей, которые там трудятся. После получения диплома по специальности я не работал. Верил, что моё увлечение сможет приносить мне доход.

– Откуда приходят идеи новых фотопроектов?

Фотопроект "Жить на Узкой". Проект посвящён Алапаевской узкоколейке. 

Из жизни. В Староуткинске, историю про который я снимал, родился мой отец,  до сих пор живёт моя бабушка. Там я проводил каждое лето вплоть до 18 лет. Я видел, как и что там меняется. Как складываются судьбы знакомых мне людей, поэтому проект получился очень личным. Съёмки «Линий Севера» инициировал мой товарищ Фёдор Телков. Он однажды оказался в компании девушки, которая приехала из посёлка Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Она рассказала о том, как живёт там коренное население и всё захотелось увидеть все своими глазами. Об идее своего проекта мы написали BBC Russia, показали им, что мы снимали до этого, и они согласились оплатить нам проезд при условии, что мы предоставим им отснятый материал. Часть фотографий они опубликовали на своём сайте. «Линия Севера» уже выставлялась в Доме музее Метенкова. Скоро будет продолжение. По окончании проекта мы планируем выпустить фотокнигу. Алапаевскую узкоколейку мы снимали совместно с Денисом Тарасовым, он делал цветные фотографии, я – чёрно-белые. Позже документальный фотограф из Москвы Олег Климов решил повторить мою историю, он приехал, и мы ещё раз побывали на узкоколейке вместе с ним.

Фотопроект "О тех, кто делает тепло".

–Как ты строишь свою работу, приезжая на место съёмки?

– Если приводить в пример работу над «Линией Севера», то там день был расписан, начиная с девяти утра. Какие-то сюжеты и адреса нам подсказывали в администрациях, но у нас был и собственный план. Съёмки – это длительная работа. Чтобы человек чувствовал себя свободно перед камерой, его нужно расположить к себе. Когда ты приезжаешь в деревню, нет смысла что-то из себя строить. Здесь всем плевать, сколько у тебя денег в кошельке, во что ты одет. Всё просто: если ты нормальный человек, с тобой будут разговаривать, если нет – не захотят. Там совсем другом мир, который в сегодняшней фотохронике почти не отражён.

Фотопроект "Жить на Узкой".

–Имеет ли для тебя значение то, что говорят о твоих фотографиях посетители выставок?

На днях мы с Фёдором Телковым демонтировали нашу выставку «Розы и пистолеты», посвящённую 90-м годам. И я увидел, что под одной из фотографий посетитель написал неприличное слово. Оговорюсь, она проходила в Белинке. Сложно представить место более культурное. Я долго думал, как к этому относиться, и решил, что если фотография вызывает какую-либо реакцию, это хорошо.

–В путешествиях ты фотографируешься на фоне достопримечательностей?

– Не люблю это, но для мамы всё равно делаю пару снимков. Хотя я считаю, что это то же самое, что на концертах фотографировать сцену, стоя в конце зала. Недавно делал кураторскую выставку, один из авторов которой снимал, как зрители фотографируют на концертах в «Телеклубе». Этих людей так много! Их можно понять, они пытаются сохранить в памяти телефона свои впечатления, но мне кажется, что важнее сохранить их внутри себя.

–Что сейчас происходит в среде молодых уральских фотографов? Ты общаешься и работаешь с многими из них...

Я слежу за разными авторами и вижу, что когда фотограф начинает получать деньги за съёмки своей подружки, можно ставить на нём крест. Я знаю очень мало фотографов, которые занимаются коммерческой и документальной съёмками параллельно. В Питере есть такой фотограф Миша Доможилов. Он делает крутые документальные фотопроекты, например, про фанатов «Зенита», национализм. В то же время снимает свадьбы. Сейчас я много занимаюсь кураторством. Недавно в Первоуральске в рамках проекта «ДНК» мы с десятью местными ребятами открыли выставку про город «Исследуя границы». В документальной, творческой фотографии мы не растим себе конкурентов, мы все друзья. Мир огромен, можно снимать истории про всё, что угодно.

Областная газета Свердловской области