Свердловская музкомедия готовится к большим торжествам

Эта информация (сканировано из фондов Белинки) была опубликована в cвердловских газетах 22 октября 1933 года. Театр уже существовал, труппа работала на сцене Драмтеатра, а собственное здание Музкомедии ещё строилось.

Эта информация (сканировано из фондов Белинки) была опубликована в cвердловских газетах 22 октября 1933 года. Театр уже существовал, труппа работала на сцене Драмтеатра, а собственное здание Музкомедии ещё строилось.

8 июля — 80-летие театра, заслуженно считающегося в России театром № 1 в жанре оперетты и мюзикла. Будет повод в очередной раз вспомнить легендарную «Роз-Мари» — спектакль, с которого официально начинается история коллектива. Но что было «до»? Сотрудники Белинки, составляющие к юбилею библиографию всех публикаций о театре за 80 лет, и «ОГ» обратили внимание на то, что редко попадает в поле зрения — обычные объявления. И оказалось...

У всякой истории есть предыстория. Случается, она не менее любопытна. Общеизвестно, что в 1933 году новый театр на Урале рождался усилиями столичных корифеев жанра, которые ради этого меняли место жительства, переезжали в Свердловск. Так вот, можно считать: первое историческое упоминание о театре — маленькая рекламка, опубликованная 15 мая 1933 года: «Для приезжающих артистов Музкомедии срочно требуются квартиры, комнаты. Оплата по соглашению». Кто-то же откликнулся! И, сам того не зная, предоставил первую на Урале крышу над головой будущим звёздам театра.

Новый коллектив. Незнакомое название и имена. Понятно, что даже в театральном Свердловске нужно было, выражаясь современным языком, «раскручивать» театр. Что предпринимает дирекция? Опять же — исключительно по текстам объявлений: «Открыта продажа абонементов на пять премьер — „Роз-Мари“, „Холопка“, „Гейша“, „Ярмарка невест“, „Цыганский барон“. Со скидкой по сравнению с кассовой продажей до 50 процентов. При коллективной подписке предоставляется рассрочка платежа на четыре срока» (!).

Параллельно театр укрепляет свои позиции изнутри. Не ждёт зрителей у театральных касс, а с билетами, через уполномоченных по продаже, — прямо в «трудящиеся массы» (лексика тех лет). Объявление от 22 июня просто зазывает: «Музкомедии срочно требуются уполномоченные агенты-ши». И наивная приписка: «Являться только лично от 6 ч. до 8 ч. веч. к т. Гарри». А как ещё, если не «лично»?

Замечу: всё это — ещё до открытия театра. Когда же сезон стартовал (той самой «Роз-Мари» и прочей «ярмаркой невест» — см. названия первых спектаклей), театр запускает ещё одну собственную «фишку». Это если по-нынешнему, а по-тогдашнему — затею, придумку. В местных газетах дирекция Музкомедии опубликовала объявление, в котором предлагала предприятиям (всем заводоуправлениям, завкомам, трестам и пр.!) «закрепление постоянных мест за вышеуказанными учреждениями для лучших производственников и ударников». История умалчивает, насколько востребована оказалась инициатива, но что-то безусловно благородное в этом как бы коммерческом ходе есть: поощрять людей не рублём, а искусством.

Нет, право, «биографам» Свердловской музкомедии стоит присмотреться не только к рецензиям на спектакли (обычно именно по ним отслеживается история любого театра), но и к крошечным газетным объявлениям. Любопытные параллели обнаруживаются. Вот в дни нынешнего юбилея театр затевает «круглый стол» под названием «Невыносимая лёгкость бытия лёгкого жанра». Иными словами — разговор о перспективах театра и собственно жанра оперетты. Но! 80 лет назад происходило нечто похожее. 26 июня 1933 года, ещё до открытия сезона, театр пригласил свердловчан на диспут «Пути советского музыкального театра». Всех желающих. Ей-богу, этот коллектив с самого рождения умел смотреть не только под ноги, а — на перспективу...

Театралы легко узнают: на фото (слева направо) — легенды Свердловской музкомедии Мария Викс, Нина Энгель-Утина и Владимир Курочкин. Лауреат Государственной премии СССР М.Викс сыграла заглавную роль в самом первом спектакле театра «Роз-Мари». Народная артистка России Н.Энгель-Утина 35 лет была примадонной театра. А народный артист СССР В.Курочкин по сути и создал эту звёздную труппу.По таким судьбам и выстраивается летопись театра, которому нынче — 80 лет. На осень запланированы торжества и открытие мемориальной доски в память о В.Курочкине, руководившем театром 20 лет. Фото из архива театра музыкальной комедии.

Как будем праздновать

Театр-юбиляр с размахом отметит своё 80-летие осенью. Губернатор Евгений Куйвашев подписал распоряжение о подготовке к празднованию: утверждён оргкомитет, план основных мероприятий и расходы.

«Юбилейная октава» (торжества продлятся 8 дней) стартует 18 сентября двухактным спектаклем, подробности которого автор А.Застырец и режиссёр К.Стрежнев держат пока в секрете. Состоится «Вечер воспоминаний актёров и об актёрах», конечно же — гала-концерт, на который (впервые в истории Екатеринбурга) приедут представители всех музыкальных театров России, а также гости из Румынии, Венгрии, США.

Областная газета Свердловской области