Телевизор на карантине: с экранов пропали вёдра с помоями, но искренности по-прежнему не хватает

Популярные телеведущие прилагают все силы для того, чтобы разочарованные зрители отправили свои телевизоры в мусорку. Фото: Павел Ворожцов

Популярные телеведущие прилагают все силы для того, чтобы разочарованные зрители отправили свои телевизоры в мусорку. Фото: Павел Ворожцов

Огромное множество людей в России находятся на карантине или в режиме самоизоляции. Не покидать без крайней необходимости своего жилища для многих оказалось трудной задачей.

До чего же всё-таки капризное существо человек – то плохо, что каждый день надо просыпаться ни свет ни заря, ехать через весь город на работу. Но когда на работу ехать не надо, тоже плохо. И ещё неизвестно, что хуже. Речь даже не о том, что белорусский батька с присущей ему речевой образностью обозначил как «А жрать-то что будем?». С голодухи всё-таки, будем надеяться, никто не помрёт. Проблема возникла в другом – чем себя занять. Особенно если работать не надо или то, что полагается сделать в удалённом режиме, выполнено.

А поговорить?..

Если кто помнит, с похожей проблемой наши люди, пожалуй, впервые столкнулись в ходе раскритикованной потом горбачёвской борьбы с пьянством и алкоголизмом. Сколько народу, особенно мужского пола, впервые за много лет сознательной жизни дожили тогда до боя полночных курантов в новогоднюю ночь, вместо того чтобы по привычке уснуть в салате после неумеренного провожания старого года. Да и выходные вдруг оказались сущим наказанием.

Дальше – больше. В середине «нулевых» появились длинные новогодние праздники, которые обернулись… кризисом семейной жизни. За ежедневной суетой как-то некогда было выяснить, что поговорить со второй половиной абсолютно не о чем.

Так что к нынешнему испытанию изоляцией население страны исподволь готовилось уже давно. И как водится, оказалось не готово. Здесь, с одной стороны, можно цинично заметить, что скучно только тому, кто неинтересен сам себе. Но в конце концов, люди бывают разные, и не каждому так в жизни повезло – кого-то действительно надо развлекать, и желательно централизованно.

На первый взгляд, с этим всё просто. Всё-таки не ХХ век на дворе, технологии достигли невероятных высот, в том числе и в сфере досуга. Столичные и региональные театры (и наши не исключение) выкладывают в общий доступ записи спектаклей, музеи проводят онлайн-экскурсии. И тем, и другим за это честь и хвала. Не говоря уже о традиционных способах окультуривания вроде чтения книг самых разных жанров.

Но, как говорилось в одной старинной рекламе, при всём богатстве выбора другой альтернативы нет – многие соотечественники по привычке усаживаются у своих телевизоров. И их отчасти можно понять – психологическое напряжение высоко, и в такой обстановке более комфортным представляется пассивный досуг – нажал на кнопку и получай удовольствие.

Если бы у рыбы была шерсть

Пожалуй, сложнее всех сейчас спортивным болельщикам – все приличные соревнования остановлены, эфиры заполнены сплошными повторами. А зная результат, пересматривать даже самый зрелищный матч могут только истинные гурманы. Впрочем, и остальная сотня доступных каналов тоже изобилует повторами. Между тем самое страшное в создавшейся ситуации – отсутствие оперативной объективной информации, квалифицированных экспертных оценок. Так что без первой и второй кнопки при всём желании никак не обойтись.

И надо сказать, классические передачи нашего разговорного телевидения в эти дни стали не такими отвратительными, какими обычно бывают. Ни тебе ведра с помоями в студии, ни драк между экспертами, ни сплошного закадрового пиканья, ретуширующего чрезмерную языковую экспрессию, ни базарного крика. Причина понятна – записных гостей, всё знающих о политике, сейчас сменили специалисты по медицинским проблемам. И смотрят их не для того, чтобы развлечься очередным скандалом, а для того, чтобы узнать действительно важную и нужную информацию.

Но даже сейчас от той же программы «Пусть говорят», хоть она и стала намного спокойнее, всё равно остаётся гадкое ощущение коллективного подсматривания в замочную скважину. Если бы у рыбы была шерсть, там были бы блохи. Рассказывать о проблеме иным способом, кроме как на примере зачастую дутых звёзд, у Дмитрия Борисова никак не получается.

Владимир Соловьёв, похоже, взял себя в руки и изо всех сил старается не перебивать по делу и без дела пришедших в студию гостей. Но привычка любоваться собой живуча, так что нет-нет, да и приходится гостям соловьёвских эфиров героически преодолевать желание ведущего встрять со своим просвещённым мнением.

А самое печальное, что выросла уже пара поколений зрителей, которые уверены, что так и должно быть. Они даже не подозревают, что и скандальные вопросы можно задавать, не оскорбляя собеседника, как это делал Урмас Отт в «Телевизионном знакомстве». Что у интервьюера в студии может быть искренний интерес к своему собеседнику, как у Владислава Листьева в «Часе Пик», а не желание покрасоваться на его фоне, коим грешат нынешние популярные журналисты и блогеры. Тем более сейчас, когда от непредсказуемости происходящего нервы у всех на пределе, ещё острее ощущается отсутствие на нашем телевидении спокойного умного авторитетного телесобеседника, который будет желанным гостем в каждом доме.

Как враньё ни назови

И в завершение этого монолога у телевизора хотелось бы высказать хорошие слова добросовестным коллегам из информационных программ. Да, их роль сейчас не так важна, как врачей, которые, если использовать распространённую в эти дни военную терминологию, действуют не только на передовой, но и в тылу коварного и опасного противника. Но достоверная информация сейчас важна как никогда. Важно знать, какова сейчас эпидемиологическая ситуация как в самых разных уголках планеты, так и с тобой рядом. Важно знать, что жизнь, несмотря ни на что, продолжается. И новые проблемы возникают.

Когда в декабре 1988 года произошло разрушительное Спитакское землетрясение, жители одного из горных армянских сёл, пострадавших от стихии, несколько дней, пока к ним не добрались спасатели, были уверены, что на всей Земле произошла катастрофа, и помощи им ждать неоткуда. Сейчас, в век глобальных информационных технологий, мы можем знать картину по всему миру. Неслучайно папа римский Франциск отметил, что журналисты и редакторы помогают людям легче переносить карантин. Благодаря работе СМИ люди не чувствуют себя отрезанными от внешнего мира и остаются в курсе всех глобальных новостей.

И в то же время – не будем совсем уж идеализировать. Даже сейчас находятся те, кто готов на всё в погоне за сиюминутным успехом. Кто забыл или делает вид, что забыл – даже если враньё назвать красивым заморским определением «фейк-ньюс», оно всё равно останется враньём.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №068 от 15.04.2020 под заголовком «Время есть, а в гости не к кому пойти».

Сюжет

Распространение коронавируса
Публикуем официальную информацию о заболевших новой коронавирусной инфекцией

Областная газета Свердловской области