В Сети каждый второй может быть "поэтом"

Сколько современных поэтов родного города, области, страны вы знаете? Вряд ли человек, не занимающийся специально этим вопросом, с ходу назовёт хотя бы десяток имён, которые действительно на слуху. И правильно — разве поэтов может быть много? Но зайдите в Интернет, наберите в поисковике «современная поэзия»... И вы поймёте, что счёт авторам и произведениям приблизился к миллиону. Поэтом в современном мире может стать каждый, умеющий рифмовать. Впрочем, как выяснилось, и это необязательно. Так можно ли сетевую поэзию именовать поэзией?

Кукушка хвалит петуха

—Проблема в том, что далеко не все интернет-стихоплёты понимают, что их произведения далеки от искусства, — говорит поэт и драматург Аркадий Застырец, занимающийся изучением современной культуры. — Им кажется, что в поэзии нет ничего сложного.

—Почему так произошло?

—Потому что у поэзии сегодня нет особого языка. В стихотворный текст входят слова из повседневной лексики. И человеку кажется, что писать стихи — всё равно что говорить. Более того, авторы не пытаются овладеть азами теории литературы. Зачем, ведь можно писать стихи без рифмы и размера, и называть это «новым течением в литературе».

—Зачем вообще человек выкладывает свои вирши в Интернет? Надеется стать знаменитым?

—И это тоже. А вообще поэзия формирует иллюзорную составляющую личности. На вопрос: «Чем ты занимаешься?» человек ответит: «Я поэт!». Все восхитятся. Интернет даёт безграничные возможности для получения статуса «поэт». Заходи на любой сайт или группу в социальных сетях, посвящённую творчеству. Выкладывай свои стихи (все три). Шесть человек написали: «Браво! Гениально! Шедевр!» (не важно, что это твои друзья). Всё — ты поэт, ещё и признанный публикой. Кроме того, всё усугубляется принципами, по которым живёт современный молодой человек.

—Что это за принципы?

—Это три основных доминанты, которые я выделил, изучая современную культуру. Первая — «Я не знаю, зачем я живу». Вторая — «Нет ничего важнее, чем сиюминутное удовольствие». Третья — «Я лучше всех, ведь я особенный, уникальный, глубокий, чувственный». Страшная смесь, согласитесь? Но это приводит к тому, что даже настоящие таланты с трудом пробиваются в Сети, а иногда ростки таланта загибаются.

—Почему?

—Потому что все эти сетевые сообщества создают тепличные условия. Вот возникает очередная группа, объединяет она, предположим, 50 человек. И все они, как те самые кукушка и петух, что друг друга хвалят, восхищаются стихотворениями друг друга. А для творческого развития нужна критика.

Чёрная дыра

Сайтов и групп, посвящённых творчеству, огромное количество. Самый популярный — Стихи.ру. (http://www.stihi.ru). Это крупнейший литературный портал России — по состоянию на 22 июля там опубликовали свои произведения 511 629 авторов.

Для большинства интернет-поэтов качество и смысл произведений не важен, куда важнее — популярность. Филолог, редактор и журналист Светлана Осеева в своей статье «Сетевая поэзия» (под псевдонимом Ольга Светлова) называет современного поэта «чёрной дырой». Практически нет отдельных личностей, все — масса. Каждое отдельное стихотворение не становится событием, это проходные тексты, которые пишутся ради самовыражения.

Впрочем, давайте спросим самих авторов.

—Я выкладываю свои стихи, потому что я действительно хочу, чтобы их прочли, — рассказывает автор группы в социальной сети, посвящённой современной поэзии, Никита Манылов. — Да, я понимаю, что они далеки от Пушкина и Гоголя (на вопрос о том, сколько стихов написал Николай Васильевич, Никита ответил, что не считал). Но разве мы должны опираться на какой-то идеал? Раньше писали так, теперь — иначе, и нет в этом ничего плохого.

—А вы мои стихи читали? Вам они понравились? — услышав моё честное «нет», мой собеседник, автор из Сысерти, пожелал остаться неизвестным. — Я удаляю из комментариев к своему творчеству все отрицательные отзывы. Это не значит, что я не воспринимаю критику. Я выкладываю стихи в Сеть, чтобы поделиться чувствами, а не чтобы их оценили. Когда мне говорят, что стихи плохие из-за отсутствия рифмы, я говорю — при чём здесь рифма? Я ведь распахнул душу.

Вышли из Сети

А есть ли «другая сторона медали»? Бывает ли так, что человек становится знаменитым именно благодаря Сети?

—Бывает, но редко. Для этого нужен талант великого масштаба, — считает Аркадий Застырец. — Тогда на фоне графоманского мусора его сразу же заметят.

Именно так произошло, например, с питерской поэтессой Алей Кудряшевой. Двадцатипятилетняя студентка филологического факультета несколько лет назад создала интернет-дневник (http://izubr.livejournal.com), куда выкладывала свои произведения — пошла путём, по которому идут все остальные. Сейчас количество подписчиков на её творчество превышает 13 500 человек и неизменно растёт. Сейчас она уже выпустила книгу. Итак, что же необходимо, чтобы автор, начавший своё творчество в Интернете, вырос в поэта?

—Я бы выделил несколько факторов, — говорит Аркадий Застырец. — Автора должны критиковать профессиональные поэты. И обращать внимание следует в первую очередь на критику, а не на похвалу. Автор должен иметь представление о поэзии, о нормах стихосложения (чтобы их нарушать, нужно иметь о них представление). Автор должен читать классику, учиться её понимать, развивать словарный запас.

Кстати

На днях портал творческих людей Свердловской области (преимущественно) «Гений места» (http://geniusplace.ru), где раньше публиковались в основном работы художников и дизайнеров, открыл раздел «Поэзия». Предпочтение отдаётся авторам, уже заслужившим уважение (признание — следующая стадия) в поэтических кругах области.

Несколько «литературных абсурдностей»

Перед тобой закрыты двери,

но ты пинком их открываешь,

все знают, что так не бывает,

но ты ведь этого не знаешь.

(Антон Ерошов, Стихи.ру)

Холодным сердце стало

Жизнь выглядит устало

А изнутри тошнит

В озноб и пот бросало

Меж соснами шатало

В отсутствии ракит

Александр Авив (группа «Современная поэзия»)

Женьшень чудес —

союз смеющегося Леопольда

С контрхищной виртуозностью

Запашного Аскольда.

(Мирель, Стихи.ру)

Областная газета Свердловской области