Темы дня

"Красная линия" задержалась у Дома-музея Метенкова

Магазин считался лучшим на Урале — судя по рекламе, найти что-то для себя мог любой:  от профессионала до путешественника, мечтающего увезти на память фотокарточку с видом города.

Магазин считался лучшим на Урале — судя по рекламе, найти что-то для себя мог любой: от профессионала до путешественника, мечтающего увезти на память фотокарточку с видом города.

Единственный фотографический музей на Урале находится в доме знаменитого фотографа Вениамина Метенкова. Именно этому человеку мы обязаны тем, что сейчас можем видеть город 1890-х годов — именно тогда он сделал свои знаменитые панорамные фотографии Екатеринбурга, которые не раз появлялись в проекте «Красная линия». Многие называют его первым екатеринбургским фотографом. Но это не так. Разберёмся, как было на самом деле.

Досье «ОГ»

Дата постройки: 1850-е годы

Архитектор: Юлий Дютель

Адрес: Карла Либкнехта, 36

Где купить «Кодак»?

Сам дом на Вознесенском проспекте, 36 был построен в 1850-х годах священником Екатерининской церкви. Но дом он выстроил не до конца — тем временам принадлежит часть здания, расположенная по нынешней улице Карла Либкнехта. Дом был построен по проекту архитектора Юлия Дютеля — первый этаж каменный, второй деревянный, с балкончиком из кованого металла.

Именно это место облюбовал для квартиры и своего ателье Метенков. Но это не первое место жительства именитого фотографа в Екатеринбурге. В 1883-м Метенков перебрался сюда из Миасса (где он родился). Арендовал ателье здесь же, на Вознесенском проспекте, но в другом здании. В дом № 36 он переехал чуть позже (в 1890-х), когда немного обжился. Когда Метенков появился в Екатеринбурге, что такое фотография здесь знали очень хорошо. Согласно официальной переписи, ещё до его приезда, в 1876 году, здесь уже работали три фотографа. А Вениамин Леонтьевич начал свою деятельность в пик расцвета фотоателье. Фотографы стремились привлекать клиентов громкими титулами. Например, «Флориан Ляхмайер, студент Варшавского университета», «Мориц Гейнрих, австро-венгерский подданный». В общем, каждый козырял чем мог. Так почему же в памяти многих именно Вениамин Метенков остался первым?

Дело в том, что он, как и все прочие, конечно, делал в своём ателье прекрасные портреты. Но помимо них, он вышел на улицу и стал снимать город. Он стал фотографом-документалистом. И это был прорыв.

За четыре десятилетия своей работы Метенков объездил с фотоаппаратом почти весь Урал. Снял панорамы Екатеринбурга с Екатерининского собора, снимал бытовые сцены. Эти виды съёмки были неприбыльными и рискованными — кадры получались нерезкими, плохого качества. Но Метенков занимался не только съёмкой, но и конструированием фототехники. Поддерживал тесный контакт с ведущими французскими и немецкими компаниями-производителями, получал все технические новинки.

Кроме того, Метенков стал успешным предпринимателем — в доме, помимо жилой квартиры и фотоателье, разместился магазин, торговавший фотоаппаратами и аксессуарами к ним, реактивами и книгами по фотографии. Здесь же продавались товары фирмы «Кодак». Чуть позже в ассортименте появились киносъёмочные аппараты и плёнки к ним.

Помимо фотографий, Вениамин Леонтьевич стал ещё и одним из пионеров киносъёмки на Урале.

«В силу моего мягкого характера и моей деятельности я никогда не помышлял о накоплении и все средства употреблял на развитие своего любимого дела...» писал Вениамин Метенков.

Пером, кистью и камерой

Кстати, именно с торговой деятельностью Метенкова связана перепланировка дома. В определённый момент торговля стала приносить больший доход, чем фотография, и Вениамин Леонтьевич решил расширить площади магазина. Окна первого этажа чуть увеличили, сделали в них большие витрины. Ещё любопытная деталь: при Метенкове в доме на жилом втором этаже появились все удобства, причём отапливаемые. Ванна была оборудована баком с горячей водой. Так что жил Метенков с комфортом. Впрочем, он мог себе это позволить — его дела шли в гору и вскоре он затмил всех остальных фотографов Екатеринбурга.

Парадный фасад дома Метенкова украшали фирменные знаки «Кодака», «Герца», «Цейсса» и российской фабрики фотопластинок «Победа» — Вениамин Леонтьевич был их крупнейшим торговым представителем. Кованые железные ворота венчал вензель «Ф. М.» (Фотограф Метенков).

Он издавал и продавал наборы открыток (например, «На Урале»), выпустил фотоальбомы с видами Урала и фотографиями каслинского литья, много путешествовал. Кстати, был близко знаком с Маминым-Сибиряком и Денисовым-Уральским. Они вместе сплавлялись по Чусовой, и каждый по-своему отображал её красоту. Денисов-Уральский кистью, Мамин-Сибиряк — пером, а Метенков делал прекрасные пейзажные фотографии. Эти снимки потом стали ещё одной серией открыток — «По Чусовой».

Ничего не изменилось

В адрес-календаре за 1913 год есть запись, что ателье Метенкова на Вознесенском, 36 сменило хозяина 19 февраля 1912 года. Он переписал салон на имя Роберта Зейферта. В 1916-м здание перестраивается под просмотровый зал для кино. В 1919-м Метенков покидает Урал, но через несколько лет, в 1921-м, возвращается. Он уже забыт и никому не нужен. На тот момент здание ателье уже конфисковано государством. О последних годах жизни фотографа известно очень мало. Он умер в 1933-м в полном забвении, был похоронен на Михайловском кладбище, но могила самого известного уральского фотографа и пионера киносъёмки неизвестна.

После революции в доме Метенкова поселился агитационно-плакатный отдел и фотолаборатория Уральского отделения российского телеграфного агентства. В советское время здесь размещались самые различные организации. В 1993 году особняк хотели снести. Но власти Свердловской области прислушались к мнению краеведов и историков, и умирающий особняк в центре города начал новую жизнь... Точнее, продолжил старую.

Музей истории Екатеринбурга восстановил здесь интерьеры времён Метенкова, была собрана большая коллекция фототехники. 11 декабря 1993 года состоялось открытие первой фотовыставки. В 1996 году возобновил свою работу «Фотографический магазин Метенкова», а 10 августа 1998 года открылся «Фотографический музей «дом Метенкова». У внучки Метенкова сохранились личные письма знаменитого фотографа — на основании их в музее создана экспозиция, повествующая о развитии фотодела на Урале.

Теперь здесь всё почти как во времена Вениамина Леонтьевича. Та же творческая атмосфера. Здесь еженедельно собираются молодые фотографы. Сюда приезжают именитые мастера.

Сюжет

«Красная линия» Екатеринбурга
Историки, культурологи и архивисты делятся интересными фактами о точках пешеходного туристического маршрута «Красная линия». Она появилась 18 июня 2011 года, на ней отмечены 35 объектов.

Областная газета Свердловской области