Музыка мира прозвучала в Музее истории Екатеринбурга

Ситар — один из голосов интернационального оркестра. Фото Максима Минина.

Ситар — один из голосов интернационального оркестра. Фото Максима Минина.

Эта музыка вызывает беспокойство. Обнаруживает накопившееся внутреннее напряжение. «Ужиться» с таким открытием невозможно совершенно. Музыка заставляет искать максимально комфортное положение тела в пространстве и мыслей в черепной коробке. Два новых альбома объединила программа «Солнцестояния», которую в Музее истории Екатеринбурга представил этно-оркестр «Альфа Ко».

—Очень важно, что вы услышали особенность звучания этой музыки. В своей жизни каждый должен найти ответы на сакральные вопросы. Сейчас пришло время стиля World Music — Музыка Мира. Это универсальный, совершенный язык общения. Это музыка, которая попадает прямо в сердце, объединяет людей, — говорит руководитель коллектива Виталий Владимиров.

«Совершенный язык» спокойно существует без каких-либо слов. Ведущие, «парадные» выходы на авансцену, объявления «номеров» во время концерта-презентации отсутствовали. А если присутствовали бы, оказались бы неуместными. Слов прозвучало по-минимуму. «Успех: за один год записали два диска»... «В Екатеринбурге набирает обороты одна из лучших, элитных концертных площадок»... «Солнцестояния» демонстрируют целостность, единство духа, мира, различных культур«... Остальные смыслы и подсмыслы доверили музыке.

«Солнцестояния» (одноимённый альбом), — первый в стране профессиональный студийный видеоконцерт в стиле этно-музыка. Второй альбом, посвящённый исключительно поющим чашам, — тоже первый: до сих пор в России профессиональные музыканты не записывали альбомов с редким инструментом.

Композиции «вытекают» друг из друга, как узоры калейдоскопа. Гул, «исказивший», «вытянувший» пространство неожиданно оказался голосом... гитары. Звуковые «блики» — переливы мбиры (щипковый африканский инструмент). Акварельная «распирающая» зал вибрация — полифония поющих тибетских чаш (разновидность колокола)... Властный пульс табла (индийский барабан) подчиняет себе мелодию. Витиеватость, медитативная монотонность, орнаментальность, свойственные восточной музыке, европейскому уху непривычны. «Солнцестояния» (как впрочем вся Музыка Мира) требуют особого внимания, готовности к глубокой внутренней работе, диалогу с самим собой. Не случайно поющие чаши изначально были частью религиозных обрядов в Азии, а сейчас их часто используют в медитациях. Музыка — новый этап «биографии» древнего инструмента.

World Music требует особой атмосферы. Импровизированный концертный зал музея (со стенами, стилизованными под старинную кирпичную кладку) такой роскошью располагает. В меньшей степени этот музыкальный стиль ассоциируется с академическими сценами (хотя и такие концерты были в истории оркестра).

В 2010-м искания Виталия Владимирова в области соединения этнических и классических музыкальных традиций обернулись премией губернатора в области литературы и искусства. В 2011-м выкристаллизовался оркестр из семи музыкантов. «Альфа Ко» объединил древние музыкальные традиции Африки, Америки, Индии, Японии, Тибета, Австралии... Мультиинструменталист Владимиров, к примеру, освоил поющие чаши, калимбы, пимак (флейта североамериканских индейцев), калюку (древнерусская обертоновая флейта), футуяру (гибрид калюки и словацкой флейты фуяры)... Он и сам не знает, сколько всего инструментов в его арсенале и на скольких он играет. Интернациональный инструментарий «Альфа Ко» отнюдь не синоним разношёрстности — образец, наглядный пример того, как вести уважительный, обстоятельный диалог разным народам.

Два новых альбома «Альфа Ко» — «разговор» без слов. Разговор о единстве мира, о взаимопроникновении культур, о внутренней гармонии. Разговор, который проще всего, радостнее всего вести с помощью «совершенного языка» — музыки. Музыки Мира.

Областная газета Свердловской области