Однажды, когда поздно вечером она выгуливала собаку, одна из прохожих узнала её по голосу. «Вы же актриса? Я видела вас в Страстях под крышей. Очень здорово! Потом ещё и сына повела на этот спектакль...».
Сама Вероника Мечиславовна склонна объяснить такую свою неожиданную популярность успехом спектакля. Но согласитесь: не всякого актёра могут узнать вот так на улице просто по голосу. Тем более, что в «Страстях под крышей» у Белковской роль последняя в перечне действующих лиц.
Досье «ОГ»
Вероника Мечиславовна Белковская
Родилась 3 февраля 1944 г. в г. Куйбышеве.
1963 г. закончила театральную студию при Куйбышевском драматическом театре.
С 1963 по 1977 гг. работала в театрах драмы Куйбышева, Хабаровска, Владивостока, Ярославля, Горького.
С 1977 г. актриса Свердловского академического театра драмы.
Народная артистка России (2005 г.).
Награды премия губернатора «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» (2003 г.), знак отличия «За заслуги перед Свердловской областью» III степени (2014 г.).
"Страсти под крышей« наше название. У автора Степана Лобозёрова пьеса называется «Семейный портрет в интерьере». Семейный портрет! В этом, видимо, прелесть и замануха. У спектакля очень интересная судьба. Играем его лет двадцать! Возили спектакль в Израиль русскоязычное население очень горячо его встречало. В Пакистане играли в громадном зале-шатре. Пакистанцы, конечно, далеки от наших телогреек и валенок. Перед каждой сценой шёл перевод на английском что сейчас будет происходить. Но! Как горячо реагировали они на всю российскую «экзотику деревни». А когда зазвучала «По Дону гуляет...» они аж подсвистывали. И чувствовалось: им интересна эта жизнь.
А уж нашему зрителю тем более. Именно потому, что это наша жизнь. Полагаю, ещё лет
Кстати, с этим спектаклем связана одна любопытная история. Не удивляйтесь, что начну издалека. Где-то году в 2009-м муж принёс с улицы, практически с помойки, брошенного котика, которого к тому же пришлось везти в ветеринарную клинику. Там на рентгене увидели: у котика в кишечнике запутался моток каких-то суровых ниток. Нужна операция. Со всеми капельницами это тысяч десять. При этом успех пятьдесят на пятьдесят...
У меня в кошельке, извините за подробность, было как раз около десяти тысяч. Вся семейная наличность. Я отдала их. Кот выжил.
Спустя пару дней в театр приходит известный менеджер, которая привозит на Урал антрепризы, и говорит: «Выручайте!». В Челябинске Нина Усатова, Александр Михайлов и Игорь Скляр должны играть антрепризный спектакль «Любовь не картошка» (это ещё одно название пьесы «Страсти под крышей»), но актрису, играющую Бабку, срочно вызвали домой, в Питер. Аншлаговый спектакль под угрозой срыва, а это очень большие деньги... Короче, театр отпускает меня. Едем в Челябинск, я играю спектакль, и за три часа работы мне приносят... 25 тысяч рублей! Представляете: мне вернулось вдвое-втрое больше того, что я отдала.
Я к чему это? Добро посылаешь в мир добро возвращается. Я в это свято верю. И стараюсь следовать этому правилу. Не из корысти. А потому, что не дай Бог нам всем посылать в окружающий мир негатив...
Она и в молодости не боялась рисковать, убеждённая: искренность неожиданного поступка объясняет и оправдывает его. На днях вот поссорилась со знакомым из-за... Президента России. «А мне Путин нравится, настаивала. Я даже письмо ему хочу написать. Бескорыстно. Мне ничего не надо. У меня всё есть театр, роли, звание. Просто хочу написать: «Я вас поддерживаю...». Фото из личного архива.
Вероника Мечиславовна, искусство, конечно, интересно вариантами. Но одно дело, когда ты первопроходец. Все краски твои: выбирай! Совсем другое, когда сваху в «Женитьбе Бальзаминова» вам приходится играть после чудного фильма Константина Воинова с блистательно-пряной свахой Лидией Смирновой. Как тут не повториться-то?
А каждый человек в принципе неповторим. Если следовать этому на сцене и быть искренним всё получится. Конечно, вопрос насколько кого Бог поцеловал. Одного чмокает мимоходом, другого и вовсе пропустит. Но! Только яйца в кассете абсолютно похожи. Главное не быть таким «яйцом» (смеётся).
Моя сваха в «Женитьбе...» очень азартна. Но азарт её не во имя барыша, а чтобы в авантюре свадебной поучаствовать, поиграть судьбами. Удовольствие получить... А вообще, знаете, в театре есть присказка: «Артист должен идти от себя. Но как можно дальше». И дистанции у всех выстраиваются разные. В зависимости от Божьего поцелуя. Но чем дальше от себя, тем интереснее результат...
Месяц назад вы отметили большой юбилей. Извините, конечно, но в этом возрасте актёры (актрисы особенно!) сходят со сцены или ждут не дождутся эпизода. А у вас десять ролей в театре!
Когда-то в Куйбышевском театре драмы народный артист России Сергей Иванович Пономарёв сказал мне, начинающей актрисе: «Ты будешь иметь успех во второй половине жизни». Тогда я не совсем его поняла. Я ведь поступила в театральное, когда мне не было и 16-ти. На экзамене показалась хорошо. Подзывают к столу: «Сколько вам лет?». «16». «А точнее?». «15». «Ну, если вы хотите учиться, сделаем так десятый класс параллельно заканчиваете в вечерней школе рабочей молодёжи...».
И никакой острохарактерной я тогда не была. Хотя ролями не была обижена, но типичная инженю. Изящная, грациозная, молоденькая. Снегурочка, Сюзанна, Маленькая разбойница в «Снежной королеве»...
Про успех во второй половине жизни понимаю сейчас. Острохарактерность пришла с годами. И за возрастные роли особенно благодарна Николаю Коляде. С его эстетикой кто-то может не соглашаться, но то, что он масштабен, талантлив безусловно. В 1990-х Николай Владимирович, Коля (бесконечно уважаю и люблю его) предложил ряд работ, которые настолько укрепили меня профессионально, что без ложной скромности могу сказать: «Я выросла актёрски». «Канотье», «Куриная слепота», «Корабль дураков», «Уйди-уйди», «Русская народная почта» после этих спектаклей я сама чувствовала: вышла на другой уровень. Поэтому Колю считаю родным человеком. Вот и нынче под Новый год он позвонил минут за 30 до боя курантов и сказал: «Готовься будем работать над Иван-Фёдорычем Шпонькой и его тётушкой». Хочет поставить спектакль у нас на большой сцене. И по его же инсценировке но уже на малой сцене! есть предложение ставить гоголевских же «Старосветских помещиков». Видите, перспектива какая... Дай Бог каждому.
Малая сцена... Я как зритель и то боюсь её. Всё время хочется отодвинуться. Форсированная «театральность» громкий голос, широкие жесты на крупном плане воспринимаются как фальшь. Приходится приглушать краски?
Когда работаешь с Колей можно об этом не думать. Он как дирижёр. Выстраивает тебе партитуру роли. Ты только бери те ноты, которые он даёт. Только будь любезен хорошо «настроить свою скрипочку». Или «фортепиано»... И исполни! Многие пафосно говорят о себе: «Я артист», а я считаю себя исполнительницей. Дай Бог освоить партитуру, точно «сыграть по нотам», нигде не сфальшивить.
Артист, на мой взгляд, другое. Это когда сам создаёшь что-то без участия режиссёра. Тогда ты создатель, творец. А в нашем случае мне нравится, как раньше писалось в пьесах. У того же Островского «действующие лица и исполнители».
Вы редкий человек в своей профессии. Но аргументация убедительная. Тогда вопрос на засыпку: а если предлагаемая роль из разряда однокрасочных, плоских? Актёры говорят в таких случаях «играть нечего». Но любая роль не на один же выход к зрителю. Невозможно годами «играть фанерку», как говорит ваша коллега Галина Умпелева. Всё равно надо обогащать, создавать объём.
У меня похожая история была с Эммой в «Репортаже из Тараскона». Поначалу роль повергла просто в растерянность. Эмма добрая и любящая. И всё! Больше ничего. И вроде действительно недостаточно, чтобы сыграть объёмный образ...
За счёт чего же наполнили роль, если она отмечена премией губернатора как «выдающееся достижение в области литературы и искусства»?
А вот за счёт этих двух качеств (смеётся). Добрая и любит. Никаких глобальных поступков не совершает. Но в чём-то она... Дайте подумаю... Помните, в фильме «Покровские ворота» Хоботова называют «большой ребёнок»? Вот Эмма такая же! И это мне было интересно. Ключевое «большой ребёнок». Несмотря на возраст. В чём-то я и сама и даже сегодня! «большой ребёнок». Некоторых вещей (или людей) в жизни не понимаю. То ли обманывают, то ли разыгрывают? А когда начинаю понимать самой «и больно, и смешно»: что ж не сразу-то разобралась? Вот и получается большой ребёнок. В 70 лет! (смеётся).
Бабка в «Страстях под крышей»... Эпизодические роли, как и в спектаклях «Пигмалион», «Мастер и Маргарита», «Пышка», вырастают в её исполнении до выразительнейших и принципиальных персонажей. Фото из личного архива.
Это лучше, чем вариант наоборот. Я знала человека, который в свои 33 всерьёз ощущал себя на 80...
Мы все родом-то из детства. Кто родители, что получил в отроческие годы всё сказывается. А у меня в этом смысле всё было хорошо. Росла с дедушкой-бабушкой (родители, цирковые артисты, в вечных разъездах). Они очень любили цветы. Весь дом в цветах. Кроме того, было очень много клеток с птицами. И много грампластинок. Дедушка был меломаном. Сокольского, Лещенко я ещё с той поры знала. Патефон в доме заводили то и дело. Как сейчас помню, дедушка станет спиной к печке, руки назад, взгляд отрешённый, улетающий куда-то. И бабушке: «Вот, Нюра, послушай это джаз...».
И птицы, птичье пенье сопровождало все моё детство. Вся квартира «чирикала». Осенью на птичьем рынке мы покупали птиц. Щеглы, снегири, канарейки зимовали у нас, а весной мы выносили клетки в сад и выпускали всех...
Да что вы! Немыслимые по нынешним временам расточительность и благородство. Нынче уж если купил птаху, так пусть она отпоёт вложенное в неё...
(смеётся). А я благодарна дедушке и бабушке царство им небесное за такое моё детство. У меня о нём самые замечательные воспоминания. Много хорошего получила.
Говорят, заряд доброты, полученный в детстве, оберегает потом человека всю жизнь.
Согласна. Знаете, а у меня и впрямь сильный ангел-хранитель. Не раз убеждалась. Было несколько случаев, когда для меня возникала реальная угроза и вроде помощи прийти неоткуда, но каждый раз ситуация поворачивалась таким образом, что я даже выходила победительницей.
Очень развита интуиция. Может быть, это актёрское? Я чувствую человека, в том числе и когда кто-то идёт ко мне с недобрым. Не знаю какой именно камень у него за пазухой, но чувствую: надо опасаться.
В нашей жизни это дорогого стоит.
Конечно! Не знаю, за что мне дарован такой сильный ангел-хранитель? Может, всё за то же не желай другим зла. Не пожелала. Не взяла ничего чужого. Никого не обманула... Я вас заморочила, наверное? (смеётся).
Да нет, я бы тему доброты даже развила. На недавнем вашем творческом вечере...
...ой, как я его боялась! Жизнь разделилась на «до» и «после». Один на один со зрителем. Вне роли. Без грима. Без партнёров. Почти «персональное дело». И ты за всё в ответе. В любом случае подсудна.
Зато как принимали-то! Так вот, на вечере зрители узнали от Николая Коляды любопытную историю о вашем многонаселённом доме.
Что есть, то есть. Не могу пройти мимо животного на улице. Накормлю. Поглажу... У меня дома не пугайтесь! пять кошек. И все с улицы. Дочь говорит: «Может, ты уже на этом остановишься? Всех обогреть невозможно...». И собачка, пудель, тоже с улицы. Дочка нашла. Прекрасный умный пёс оказался.
Все с улицы. Разновозрастные. Животные ведь защищают свою территорию. Как они уживаются-то?
А у меня дома диктат на доброту. Приказано быть добрым. Всем! (улыбается). Пытался последний котик задираться, но мы ему всё объяснили про правила общежития (смеётся).
Если с такой нежностью она относится к чужой собаке, представляете, как хорошо живётся её многочисленным собственным домашним питомцам... Фото из личного архива.
Слушаю вас и думаю: не за эту ли фатальную доброту и сердобольность Дом актёра каждый год и приглашает вас играть нянюшку на «Святках в доме Тупиковой»?
О, это многолетнее сотрудничество. Нянюшку мы играем в очередь со своей подругой по театру Таней Голубевой. Лет уже 15. Прелесть этого образа: чем старше становишься тем оно уместнее. Приходят дети с широко распахнутыми глазами, а с ними родители, которые узнают нас по собственному детству: «Ой, а мы вас помним...».
Есть сценарий, но «Святки» не просто спектакль. Чтобы создать обстановку, приходится импровизировать. Ведь задача няни, вне зависимости от того, что происходит по сценарию, встретить детей и родителей, каждому уделить внимание, проводить в гостиную, к фотографу. Если ребёнок закапризничал отвлечь, развлечь. И постепенно при такой «прелюдии» (так можно назвать) мы входим в сценарий.
На «Святки в доме Тупиковой» приходят даже гости Урала, приехавшие к родственникам из других регионов и, более того, из-за рубежа. Специально приходят, чтобы увидеть этот проект. Уникальный! В стране подобного нет.
А для актрисы, я понимаю, это расширение профессионального пространства? Так же, как и занятость в кино. Кстати, родная Свердловская киностудия не многих уральских актёров приглашает сниматься. Даже очень хороших. Всё тот же «крупный план», с которым не каждый театральный актёр может справиться на большом экране? Трудно быть естественным...
Очень интересная история произошла года два назад. На РЕН-ТВ вышел 20-серийный фильм «Важняк» режиссёра Ильи Хотиненко. В 19 сериях принимала участие и я. Играла... матёрую одесситку, хотя сама в Одессе была однажды дней 20, а в другой раз, можно сказать, проездом. Одесситка, сами понимаете, определённый типаж, обязывающий и к особой речевой характеристике. Попробуй не попади в этот стереотип ты не одессит.
И как же? «Матёрая одесситка», а вы милая интеллигентная женщина...
Помогли опять же воспоминания детства. Мама и папа дружили с еврейской семьёй, где разговаривали с характерным акцентом. Вот этот акцент я «взяла». Плюс свои собственные представления об Украине. Всё в одно сложилось. Полуеврейское, полухохляцкое. Пришлось экспериментировать, но в результате получилась сочная «женщина с Привоза». Во имя дочки и внучки она продаёт дом в Одессе, приезжает в Екатеринбург (таков сюжет) и начинает здесь строить жизнь...
Мне было интересно сниматься. Кино другой жанр, новый шанс...
И «Важняк» ведь не единственная ваша «кинопроба»? Даже в «Ералаше» снимались?
Было. Многое и разное. Когда-то давно с Михаилом Глузским на Свердловской киностудии снялась в фильме «Ночь председателя». Потом были «Егерь», «Правда о щелпах»... В какой-то степени в кино легче, чем в театре. Кино искусство монтажа. Оператор и монтажёр два ведущих мастера в создании фильма. Прекрасный оператор и великолепный монтажёр фильм есть! Чего-то актёр не вытягивает в роли дотянут при монтаже. Стала же классикой чья-то фраза, обращённая к актёру: «Какие вопросы? Ты играй. Я при монтаже твою роль выстрою...».
Но эту «правду о кино» я не сразу поняла. Для этого (смеётся) мне надо было в 19 сериях сняться.
Получается, кино вас не увлекло?
В чём-то да, в чём-то нет. Вот эту прерывистость создания образа, сцены не очень люблю. Я же человек театра. Мы начинаем играть сцену в ней есть драматургия: начало, развитие... Сыграл прожил. Всё в тебе, твоём голосе, интонации. «Что словом не доскажешь, то пальцем не дотычешь» любимая присказка Коляды. В кино же образ создаёшь мозаикой. Не очень привычно.
Зато, когда на озвучке стоишь перед экраном, и видишь, как смонтировали «мозаику», и голос твой, интонация попадает в атмосферу эпизода о, это так радует! Но (улыбается) театр всё же люблю больше. Кино техника. Театр это настоящее.
За без малого полувековой стаж в профессии насколько изменились представления о ней? Как, например, воспринимала лицедейство изящная инженю Вероника Белковская и как...
В молодости, точно, многое недооценивала. У любого, кто начинает в актёрском деле, сначала более эгоистичные, поверхностные представления о профессии. Престиж. Известность. Взгляды зрителей устремлены на тебя. Я же говорю эгоизм! Сейчас понимаю: актёрство миссия. Если зрители испытывают катарсис (на драме, трагедии, мелодраме) или от души расслабляются, смеются до упаду (тоже своего рода катарсис) это какая же терапия! И в обоих случаях у актёра, театра великое предназначение поддержать человека морально. Дать ему силы и веру. В этом величие театра. И актёрства.
С каждым годом всё больше и больше уважаю свою профессию. Так что (улыбается) да здравствует Театр!..
Дочка, по словам мамы Вероники, родилась с карандашом в руках. Постоянно рисовала. Сегодня Ника Брагина художник по костюмам в той же Свердловской драме. Фото из личного архива.
Блиц-опрос «ОГ»
Любимое время суток?
День. Физически чувствую себя лучше. День располагает к действию, мыслям. Утро? Нет, я сова.
Ситуация: вы на необитаемом острове. Три вещи, жизненно вам необходимые?
Не представляю себя в роли Робинзона. Я бы, наверное, погибла. Не выношу одиночества.
Книга, которую будете читать сегодня на ночь?
Именно сегодня с тоской поглядела на Куприна. Не перечесть ли? От корки до корки. Читала, но не всего Куприна. Хочу вспомнить.
Инструкцию к бытовой технике читаете до того, как что-то сломается, или...
После! (смеётся). Терпеть не могу разбираться в технике. Действую обычно методом тыка.
Что помогает расслабиться?
Прогулка с собакой или... стакан хорошего сухого вина. С удовольствием восприняла: крымские виноделы теперь с нами (смеётся).
В экстремальной ситуации можете ли закричать?
Ещё как! Однажды на прогулке собака без поводка резко рванула вперёд. «Стоять!». Я крикнула это так, что шедший по тротуару мужчина присел в коленках. Видимо, у него возникли проблемы, потому что со словами «Женщина, вы что?» он заспешил, так и не разгибая колен.
Если хотите получить удовольствие от застолья, что должно быть на столе?
Да мы, россияне, не избалованы кулинарными изысками. Потому неприхотливы. Главное чтоб компания была хорошая!
Если бы такой шанс сезон поработать в любом, по собственному выбору, театре мира, то это был бы...
"Современник«. А если мечтать дальше согласилась бы на любую роль в «Крутом маршруте» потрясающем спектакле о сталинских лагерях, тюрьмах и их жертвах.
Предпочтительная для вас скорость пешком, на машине, поездом или самолётом?
Я человек суеверный. Самолётов боюсь. Поезд да. Чувствую себя комфортнее.
Любимое место в Екатеринбурге?
И не одно! Плотинка. Дендрарий. Набережная, где находится наш театр. Озеро Шувакиш... Будучи однажды во Франции, гуляя по Парижу, я скучала по Екатеринбургу. Ей-богу!
Несостоявшийся для вас драматург?
Горький. Очень его люблю. «Дачники», «Васса Железнова»... Целая эпоха в театре. Но Горький сейчас непопулярен.
Любимая работа по дому?
Мыть посуду. Получаю просто мазохистское удовольствие (смеётся). А вот мыть окна бр-р-р...
В самой отчаянной ситуации что может поддержать вас в жизни?
Самая отчаянная была, когда муж после третьего инсульта лежал четыре года. Дочь школьница. Театр. Юра не встаёт... Звонила маме в Самару выплакаться. А она железным голосом: «Да укрепят нас наши трудности». И правда: я становилась сильнее...