Актриса Вероника Белковская - редкий человек в своей профессии

Галина Волчек назвала её «свердловской Дорошиной». Помните главную героиню в фильме «Любовь и голуби»? Фото из личного архива.

Галина Волчек назвала её «свердловской Дорошиной». Помните главную героиню в фильме «Любовь и голуби»? Фото из личного архива.

Однажды, когда поздно вечером она выгуливала собаку, одна из прохожих узнала её по голосу. «Вы же актриса? Я видела вас в „Страстях под крышей“. Очень здорово! Потом ещё и сына повела на этот спектакль...».

Сама Вероника Мечиславовна склонна объяснить такую свою неожиданную популярность успехом спектакля. Но согласитесь: не всякого актёра могут узнать вот так на улице просто по голосу. Тем более, что в «Страстях под крышей» у Белковской роль — последняя в перечне действующих лиц.

Досье «ОГ»

Вероника Мечиславовна Белковская

Родилась 3 февраля 1944 г. в г. Куйбышеве.

1963 г. — закончила театральную студию при Куйбышевском драматическом театре.

С 1963 по 1977 гг. — работала в театрах драмы Куйбышева, Хабаровска, Владивостока, Ярославля, Горького.

С 1977 г. — актриса Свердловского академического театра драмы.

Народная артистка России (2005 г.).

Награды — премия губернатора «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» (2003 г.), знак отличия «За заслуги перед Свердловской областью» III степени (2014 г.).

—"Страсти под крышей« — наше название. У автора Степана Лобозёрова пьеса называется «Семейный портрет в интерьере». Семейный портрет! В этом, видимо, прелесть и замануха. У спектакля очень интересная судьба. Играем его лет двадцать! Возили спектакль в Израиль — русскоязычное население очень горячо его встречало. В Пакистане играли в громадном зале-шатре. Пакистанцы, конечно, далеки от наших телогреек и валенок. Перед каждой сценой шёл перевод на английском — что сейчас будет происходить. Но! Как горячо реагировали они на всю российскую «экзотику деревни». А когда зазвучала «По Дону гуляет...» — они аж подсвистывали. И чувствовалось: им интересна эта жизнь.

А уж нашему зрителю тем более. Именно потому, что это наша жизнь. Полагаю, ещё лет 10-20-30 жизнь в российских деревнях не изменится. Не хочется оказаться пророком, но думаю: так и будет. К сожалению...

Кстати, с этим спектаклем связана одна любопытная история. Не удивляйтесь, что начну издалека. Где-то году в 2009-м муж принёс с улицы, практически с помойки, брошенного котика, которого к тому же пришлось везти в ветеринарную клинику. Там на рентгене увидели: у котика в кишечнике запутался моток каких-то суровых ниток. Нужна операция. Со всеми капельницами это — тысяч десять. При этом успех — пятьдесят на пятьдесят...

У меня в кошельке, извините за подробность, было как раз около десяти тысяч. Вся семейная наличность. Я отдала их. Кот выжил.

Спустя пару дней в театр приходит известный менеджер, которая привозит на Урал антрепризы, и говорит: «Выручайте!». В Челябинске Нина Усатова, Александр Михайлов и Игорь Скляр должны играть антрепризный спектакль «Любовь — не картошка» (это ещё одно название пьесы «Страсти под крышей»), но актрису, играющую Бабку, срочно вызвали домой, в Питер. Аншлаговый спектакль под угрозой срыва, а это очень большие деньги... Короче, театр отпускает меня. Едем в Челябинск, я играю спектакль, и за три часа работы мне приносят... 25 тысяч рублей! Представляете: мне вернулось вдвое-втрое больше того, что я отдала.

Я к чему это? Добро посылаешь в мир — добро возвращается. Я в это свято верю. И стараюсь следовать этому правилу. Не из корысти. А потому, что не дай Бог нам всем посылать в окружающий мир негатив...

Она и в молодости не боялась рисковать, убеждённая: искренность неожиданного поступка объясняет и оправдывает его. На днях вот поссорилась со знакомым из-за... Президента России. «А мне Путин нравится, — настаивала. — Я даже письмо ему хочу написать. Бескорыстно. Мне ничего не надо. У меня всё есть — театр, роли, звание. Просто хочу написать: «Я вас поддерживаю...». Фото из личного архива.

—Вероника Мечиславовна, искусство, конечно, интересно вариантами. Но одно дело, когда ты — первопроходец. Все краски — твои: выбирай! Совсем другое, когда сваху в «Женитьбе Бальзаминова» вам приходится играть после чудного фильма Константина Воинова с блистательно-пряной свахой — Лидией Смирновой. Как тут не повториться-то?

—А каждый человек в принципе неповторим. Если следовать этому на сцене и быть искренним — всё получится. Конечно, вопрос — насколько кого Бог поцеловал. Одного чмокает мимоходом, другого и вовсе пропустит. Но! Только яйца в кассете абсолютно похожи. Главное — не быть таким «яйцом» (смеётся).

Моя сваха в «Женитьбе...» очень азартна. Но азарт её — не во имя барыша, а — чтобы в авантюре свадебной поучаствовать, поиграть судьбами. Удовольствие получить... А вообще, знаете, в театре есть присказка: «Артист должен идти от себя. Но — как можно дальше». И дистанции у всех выстраиваются разные. В зависимости от Божьего поцелуя. Но чем дальше от себя, тем интереснее результат...

—Месяц назад вы отметили большой юбилей. Извините, конечно, но в этом возрасте актёры (актрисы — особенно!) сходят со сцены или ждут не дождутся эпизода. А у вас — десять ролей в театре!

—Когда-то в Куйбышевском театре драмы народный артист России Сергей Иванович Пономарёв сказал мне, начинающей актрисе: «Ты будешь иметь успех во второй половине жизни». Тогда я не совсем его поняла. Я ведь поступила в театральное, когда мне не было и 16-ти. На экзамене показалась хорошо. Подзывают к столу: «Сколько вам лет?». — «16». — «А точнее?». — «15». — «Ну, если вы хотите учиться, сделаем так — десятый класс параллельно заканчиваете в вечерней школе рабочей молодёжи...».

И никакой острохарактерной я тогда не была. Хотя ролями не была обижена, но — типичная инженю. Изящная, грациозная, молоденькая. Снегурочка, Сюзанна, Маленькая разбойница в «Снежной королеве»...

Про успех во второй половине жизни понимаю сейчас. Острохарактерность пришла с годами. И за возрастные роли особенно благодарна Николаю Коляде. С его эстетикой кто-то может не соглашаться, но то, что он масштабен, талантлив — безусловно. В 1990-х Николай Владимирович, Коля (бесконечно уважаю и люблю его) предложил ряд работ, которые настолько укрепили меня профессионально, что без ложной скромности могу сказать: «Я выросла актёрски». «Канотье», «Куриная слепота», «Корабль дураков», «Уйди-уйди», «Русская народная почта» — после этих спектаклей я сама чувствовала: вышла на другой уровень. Поэтому Колю считаю родным человеком. Вот и нынче под Новый год он позвонил минут за 30 до боя курантов и сказал: «Готовься — будем работать над Иван-Фёдорычем Шпонькой и его тётушкой». Хочет поставить спектакль у нас на большой сцене. И по его же инсценировке — но уже на малой сцене! — есть предложение ставить гоголевских же «Старосветских помещиков». Видите, перспектива какая... Дай Бог каждому.

—Малая сцена... Я как зритель и то боюсь её. Всё время хочется отодвинуться. Форсированная «театральность» — громкий голос, широкие жесты — на крупном плане воспринимаются как фальшь. Приходится приглушать краски?

—Когда работаешь с Колей — можно об этом не думать. Он как дирижёр. Выстраивает тебе партитуру роли. Ты только бери те ноты, которые он даёт. Только будь любезен хорошо «настроить свою скрипочку». Или «фортепиано»... И исполни! Многие пафосно говорят о себе: «Я — артист», а я считаю себя исполнительницей. Дай Бог освоить партитуру, точно «сыграть по нотам», нигде не сфальшивить.

Артист, на мой взгляд, — другое. Это когда сам создаёшь что-то без участия режиссёра. Тогда ты — создатель, творец. А в нашем случае мне нравится, как раньше писалось в пьесах. У того же Островского — «действующие лица и исполнители».

—Вы — редкий человек в своей профессии. Но аргументация убедительная. Тогда вопрос на засыпку: а если предлагаемая роль — из разряда однокрасочных, плоских? Актёры говорят в таких случаях «играть нечего». Но любая роль — не на один же выход к зрителю. Невозможно годами «играть фанерку», как говорит ваша коллега Галина Умпелева. Всё равно надо обогащать, создавать объём.

—У меня похожая история была с Эммой в «Репортаже из Тараскона». Поначалу роль повергла просто в растерянность. Эмма — добрая и любящая. И всё! Больше ничего. И вроде действительно недостаточно, чтобы сыграть объёмный образ...

—За счёт чего же наполнили роль, если она отмечена премией губернатора как «выдающееся достижение в области литературы и искусства»?

—А вот за счёт этих двух качеств (смеётся). Добрая и любит. Никаких глобальных поступков не совершает. Но в чём-то она... Дайте подумаю... Помните, в фильме «Покровские ворота» Хоботова называют «большой ребёнок»? Вот Эмма такая же! И это мне было интересно. Ключевое — «большой ребёнок». Несмотря на возраст. В чём-то я и сама — и даже сегодня! — «большой ребёнок». Некоторых вещей (или людей) в жизни не понимаю. То ли обманывают, то ли разыгрывают? А когда начинаю понимать — самой «и больно, и смешно»: что ж не сразу-то разобралась? Вот и получается — большой ребёнок. В 70 лет! (смеётся).

Бабка в «Страстях под крышей»... Эпизодические роли, как и в спектаклях «Пигмалион», «Мастер и Маргарита», «Пышка», вырастают в её исполнении до выразительнейших и принципиальных персонажей. Фото из личного архива.

—Это лучше, чем вариант наоборот. Я знала человека, который в свои 33 всерьёз ощущал себя на 80...

—Мы все родом-то из детства. Кто родители, что получил в отроческие годы — всё сказывается. А у меня в этом смысле всё было хорошо. Росла с дедушкой-бабушкой (родители, цирковые артисты, в вечных разъездах). Они очень любили цветы. Весь дом в цветах. Кроме того, было очень много клеток с птицами. И много грампластинок. Дедушка был меломаном. Сокольского, Лещенко я ещё с той поры знала. Патефон в доме заводили то и дело. Как сейчас помню, дедушка станет спиной к печке, руки назад, взгляд — отрешённый, улетающий куда-то. И — бабушке: «Вот, Нюра, послушай — это джаз...».

И птицы, птичье пенье сопровождало все моё детство. Вся квартира «чирикала». Осенью на птичьем рынке мы покупали птиц. Щеглы, снегири, канарейки зимовали у нас, а весной мы выносили клетки в сад и выпускали всех...

—Да что вы! Немыслимые по нынешним временам расточительность и благородство. Нынче уж если купил птаху, так пусть она отпоёт вложенное в неё...

—(смеётся). А я благодарна дедушке и бабушке — царство им небесное — за такое моё детство. У меня о нём самые замечательные воспоминания. Много хорошего получила.

—Говорят, заряд доброты, полученный в детстве, оберегает потом человека всю жизнь.

—Согласна. Знаете, а у меня и впрямь сильный ангел-хранитель. Не раз убеждалась. Было несколько случаев, когда для меня возникала реальная угроза и вроде помощи прийти неоткуда, но каждый раз ситуация поворачивалась таким образом, что я даже выходила победительницей.

Очень развита интуиция. Может быть, это актёрское? Я чувствую человека, в том числе — и когда кто-то идёт ко мне с недобрым. Не знаю — какой именно камень у него за пазухой, но чувствую: надо опасаться.

—В нашей жизни это дорогого стоит.

—Конечно! Не знаю, за что мне дарован такой сильный ангел-хранитель? Может, всё за то же — не желай другим зла. Не пожелала. Не взяла ничего чужого. Никого не обманула... Я вас заморочила, наверное? (смеётся).

—Да нет, я бы тему доброты даже развила. На недавнем вашем творческом вечере...

—...ой, как я его боялась! Жизнь разделилась на «до» и «после». Один на один со зрителем. Вне роли. Без грима. Без партнёров. Почти «персональное дело». И ты за всё в ответе. В любом случае подсудна.

—Зато как принимали-то! Так вот, на вечере зрители узнали от Николая Коляды любопытную историю о вашем многонаселённом доме.

—Что есть, то есть. Не могу пройти мимо животного на улице. Накормлю. Поглажу... У меня дома — не пугайтесь! — пять кошек. И все — с улицы. Дочь говорит: «Может, ты уже на этом остановишься? Всех обогреть невозможно...». И собачка, пудель, — тоже с улицы. Дочка нашла. Прекрасный умный пёс оказался.

—Все с улицы. Разновозрастные. Животные ведь защищают свою территорию. Как они уживаются-то?

—А у меня дома диктат на доброту. Приказано быть добрым. Всем! (улыбается). Пытался последний котик задираться, но мы ему всё объяснили про правила общежития (смеётся).

Если с такой нежностью она относится к чужой собаке, представляете, как хорошо живётся её многочисленным собственным домашним питомцам... Фото из личного архива.

—Слушаю вас и думаю: не за эту ли фатальную доброту и сердобольность Дом актёра каждый год и приглашает вас играть нянюшку на «Святках в доме Тупиковой»?

—О, это многолетнее сотрудничество. Нянюшку мы играем в очередь со своей подругой по театру Таней Голубевой. Лет уже 15. Прелесть этого образа: чем старше становишься — тем оно уместнее. Приходят дети с широко распахнутыми глазами, а с ними — родители, которые узнают нас по собственному детству: «Ой, а мы вас помним...».

Есть сценарий, но «Святки» — не просто спектакль. Чтобы создать обстановку, приходится импровизировать. Ведь задача няни, вне зависимости от того, что происходит по сценарию, — встретить детей и родителей, каждому уделить внимание, проводить в гостиную, к фотографу. Если ребёнок закапризничал — отвлечь, развлечь. И постепенно при такой «прелюдии» (так можно назвать) мы входим в сценарий.

На «Святки в доме Тупиковой» приходят даже гости Урала, приехавшие к родственникам из других регионов и, более того, из-за рубежа. Специально приходят, чтобы увидеть этот проект. Уникальный! В стране подобного нет.

—А для актрисы, я понимаю, это расширение профессионального пространства? Так же, как и занятость в кино. Кстати, родная Свердловская киностудия не многих уральских актёров приглашает сниматься. Даже очень хороших. Всё тот же «крупный план», с которым не каждый театральный актёр может справиться на большом экране? Трудно быть естественным...

—Очень интересная история произошла года два назад. На РЕН-ТВ вышел 20-серийный фильм «Важняк» режиссёра Ильи Хотиненко. В 19 сериях принимала участие и я. Играла... матёрую одесситку, хотя сама в Одессе была однажды дней 20, а в другой раз, можно сказать, проездом. Одесситка, сами понимаете, — определённый типаж, обязывающий и к особой речевой характеристике. Попробуй не попади в этот стереотип — ты не одессит.

—И как же? «Матёрая одесситка», а вы — милая интеллигентная женщина...

—Помогли опять же воспоминания детства. Мама и папа дружили с еврейской семьёй, где разговаривали с характерным акцентом. Вот этот акцент я «взяла». Плюс свои собственные представления об Украине. Всё в одно сложилось. Полуеврейское, полухохляцкое. Пришлось экспериментировать, но в результате получилась сочная «женщина с Привоза». Во имя дочки и внучки она продаёт дом в Одессе, приезжает в Екатеринбург (таков сюжет) и начинает здесь строить жизнь...

Мне было интересно сниматься. Кино — другой жанр, новый шанс...

—И «Важняк» ведь не единственная ваша «кинопроба»? Даже в «Ералаше» снимались?

—Было. Многое и разное. Когда-то давно с Михаилом Глузским на Свердловской киностудии снялась в фильме «Ночь председателя». Потом были «Егерь», «Правда о щелпах»... В какой-то степени в кино легче, чем в театре. Кино — искусство монтажа. Оператор и монтажёр — два ведущих мастера в создании фильма. Прекрасный оператор и великолепный монтажёр — фильм есть! Чего-то актёр не вытягивает в роли — дотянут при монтаже. Стала же классикой чья-то фраза, обращённая к актёру: «Какие вопросы? Ты играй. Я при монтаже твою роль выстрою...».

Но эту «правду о кино» я не сразу поняла. Для этого (смеётся) мне надо было в 19 сериях сняться.

—Получается, кино вас не увлекло?

—В чём-то — да, в чём-то — нет. Вот эту прерывистость создания образа, сцены — не очень люблю. Я же человек театра. Мы начинаем играть сцену — в ней есть драматургия: начало, развитие... Сыграл — прожил. Всё в тебе, твоём голосе, интонации. «Что словом не доскажешь, то пальцем не дотычешь» — любимая присказка Коляды. В кино же образ создаёшь мозаикой. Не очень привычно.

Зато, когда на озвучке стоишь перед экраном, и видишь, как смонтировали «мозаику», и голос твой, интонация попадает в атмосферу эпизода — о, это так радует! Но (улыбается) театр всё же люблю больше. Кино — техника. Театр — это настоящее.

—За без малого полувековой стаж в профессии насколько изменились представления о ней? Как, например, воспринимала лицедейство изящная инженю Вероника Белковская и как...

—В молодости, точно, многое недооценивала. У любого, кто начинает в актёрском деле, сначала более эгоистичные, поверхностные представления о профессии. Престиж. Известность. Взгляды зрителей устремлены на тебя. Я же говорю — эгоизм! Сейчас понимаю: актёрство — миссия. Если зрители испытывают катарсис (на драме, трагедии, мелодраме) или от души расслабляются, смеются до упаду (тоже своего рода катарсис) — это какая же терапия! И в обоих случаях у актёра, театра великое предназначение — поддержать человека морально. Дать ему силы и веру. В этом величие театра. И актёрства.

С каждым годом всё больше и больше уважаю свою профессию. Так что (улыбается) да здравствует Театр!..

Дочка, по словам мамы Вероники, родилась с карандашом в руках. Постоянно рисовала. Сегодня Ника Брагина — художник по костюмам в той же Свердловской драме. Фото из личного архива.

Блиц-опрос «ОГ»

—Любимое время суток?

—День. Физически чувствую себя лучше. День располагает к действию, мыслям. Утро? Нет, я сова.

—Ситуация: вы — на необитаемом острове. Три вещи, жизненно вам необходимые?

—Не представляю себя в роли Робинзона. Я бы, наверное, погибла. Не выношу одиночества.

—Книга, которую будете читать сегодня на ночь?

—Именно сегодня с тоской поглядела на Куприна. Не перечесть ли? От корки до корки. Читала, но не всего Куприна. Хочу вспомнить.

—Инструкцию к бытовой технике читаете до того, как что-то сломается, или...

—После! (смеётся). Терпеть не могу разбираться в технике. Действую обычно методом тыка.

—Что помогает расслабиться?

—Прогулка с собакой или... стакан хорошего сухого вина. С удовольствием восприняла: крымские виноделы теперь с нами (смеётся).

—В экстремальной ситуации можете ли закричать?

—Ещё как! Однажды на прогулке собака без поводка резко рванула вперёд. «Стоять!». Я крикнула это так, что шедший по тротуару мужчина присел в коленках. Видимо, у него возникли проблемы, потому что со словами «Женщина, вы что?» он заспешил, так и не разгибая колен.

—Если хотите получить удовольствие от застолья, что должно быть на столе?

—Да мы, россияне, не избалованы кулинарными изысками. Потому неприхотливы. Главное — чтоб компания была хорошая!

—Если бы такой шанс — сезон поработать в любом, по собственному выбору, театре мира, то это был бы...

—"Современник«. А если мечтать дальше — согласилась бы на любую роль в «Крутом маршруте» — потрясающем спектакле о сталинских лагерях, тюрьмах и их жертвах.

—Предпочтительная для вас скорость — пешком, на машине, поездом или самолётом?

—Я человек суеверный. Самолётов боюсь. Поезд — да. Чувствую себя комфортнее.

—Любимое место в Екатеринбурге?

—И не одно! Плотинка. Дендрарий. Набережная, где находится наш театр. Озеро Шувакиш... Будучи однажды во Франции, гуляя по Парижу, я скучала по Екатеринбургу. Ей-богу!

—Несостоявшийся для вас драматург?

—Горький. Очень его люблю. «Дачники», «Васса Железнова»... Целая эпоха в театре. Но Горький сейчас непопулярен.

—Любимая работа по дому?

—Мыть посуду. Получаю просто мазохистское удовольствие (смеётся). А вот мыть окна — бр-р-р...

—В самой отчаянной ситуации что может поддержать вас в жизни?

—Самая отчаянная была, когда муж после третьего инсульта лежал четыре года. Дочь — школьница. Театр. Юра не встаёт... Звонила маме в Самару выплакаться. А она железным голосом: «Да укрепят нас наши трудности». И правда: я становилась сильнее...

Областная газета Свердловской области