Свердловские театры «совершают набеги» на областные ДК

Спектакль «Сказка» театра «Провинциальные танцы» предъявляет к сцене особые требования. Фото Анны Яковлевой.

Спектакль «Сказка» театра «Провинциальные танцы» предъявляет к сцене особые требования. Фото Анны Яковлевой.

В Свердловской области действует 32 профессиональных театра. Лидер по количеству, конечно, Екатеринбург, за ним — Нижний Тагил и Новоуральск. У жителей остальных городов выбор невелик — ждать премьеры в единственном местном театре (если таковой имеется), ехать в областной центр или надеяться на гастролёров. Последнее маловероятно: за прошлый год всего пять коллективов вывозили спектакли в область. Почему же подобные гастроли сейчас — столь непопулярная затея?

Грант на бензин

Первое, с чем сталкиваются театры, планирующие показы за пределами родной сцены, — где взять деньги? В основном ездят за счёт грантов. Получают их единицы.

— В прошлом году благодаря гранту губернатора мы смогли вывезти спектакли в Заречный, Каменск-Уральский и Серов, — говорит директор Екатеринбургского театра кукол Пётр Стражников. — Мы всегда рады играть там, где нет театров. Но у нас из ста процентов субсидий 93 уходит на заработную плату и налоги, и лишь семь оставшихся — на оплату коммунальных и постановочных расходов. В таких условиях выезжать только на свои средства слишком затратно...

Больше всего денег расходуется на транспорт и проживание. Далее по списку — аренда площадок, суточные артистам и реклама — чем меньше приезжий театр знаком местному зрителю, тем больше затрат именно на неё.

«Наши спектакли хорошо продаются в Екатеринбурге», говорят в Каменск-Уральской «Драме номер три». По словам руководителя отдела по связям с общественностью театра Владимира Скрябина, о них знают и зрители, и администраторы:

— В Свердловской музкомедии нам и вовсе говорят: везите любой спектакль — мы продадим. В других городах уже нет такой уверенности, что мы соберём достаточно денег. Впрочем, если поездка длится больше дня, мы в любом случае сработаем в ноль.

Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку...

Ещё одна проблема — исключительно техническая. Далеко не каждый спектакль можно сыграть на любой сцене. Например, постановкам Свердловской музкомедии будет тесно на большинстве площадок области. Представьте «Екатерину Великую» в каком-нибудь сельском Доме культуры... Поэтому свои спектакли (но далеко не все!) они вывозят лишь в города, где есть большие площадки — например, в тот же Каменск-Уральский.

Похожая история — с «Провинциальными танцами». Правда, и они нашли выход — постановки «Провинциалов» прекрасно принимает Ново-уральский театр драмы, музыки и комедии.

— Скоро мы впервые повезём в Новоуральск «Сказку», — говорит директор театра Светлана Петракова. — Это невероятно сложный технически спектакль. Благо, местная сцена позволяет это сделать: у нас двенадцать танцоров — в два раза больше, чем принято в современном танце. Плюс в Новоуральске хороший звук, а одна из особенностей «Сказки» — живой оркестр и необычная работа с голосом.

Актрисы Театра кукол Татьяна Жвакина и Александра Шолик к неудобству гастрольных автобусов привыкли относиться с юмором. Фото — соцсети

Больше всего по области гастролирует Серовский театр драмы. Только в прошлом году актёры успели побывать в Североуральске, Карпинске, Краснотурьинске, Волчанске, Качканаре, Лесном, Нижнем Тагиле, Верхотурье, Новой Ляле, Лобве... Секрет мобильности прост — несмотря на солидный возраст (72 театральных сезона), у коллектива... нет собственной сцены.

— Большинство постановок у нас приспособлено под разные площадки, по-другому нам просто не выжить, — поясняет директор Серовского театра драмы Наталья Мозжакова. — Мы стараемся вывозить полноценные спектакли, со всеми декорациями и костюмами, даже если это сложно из-за веса, больших затрат на перевозку и времени монтажа.

Гораздо чаще у театров весьма ограниченное число спектаклей-гастролёров. И дело здесь не только в декорациях, которые для выездного варианта можно сделать трансформирующимися или более лёгкими, чем для домашнего. Везде разные сцены, машинерия, свет.

— Терять качество не хочется никому, — говорят в «Драме номер три». — Если мы едем в какой-то небольшой город, то берём с собой свой свет. Бывает, что не помещаются какие-то декорации. Новая площадка — это всегда сложности.

Цена не важна. Главное — аншлаг

Кстати, о площадках. Не стоит думать, что приезжих артистов в маленьких городах ждут с распростёртыми объятиями. Чаще — как раз наоборот. Во-первых, площадки просто-напросто заняты — отчётными концертами детских коллективов и мероприятиями по целевым муниципальным программам: профилактики правонарушений, борьбы с наркоманией, воспитания толерантности... Во-вторых, администраторы боятся не продать зал. Это вопрос и денег, и ответственности: когда какой-то неизвестный коллектив хочет приехать в первый раз, его берут неохотно.

— Собрать полный зал на выездном спектакле удаётся не всегда, — поясняет Наталья Мозжакова. — Летом в театре зрителей всегда меньше, зимой болеют дети, а если театр не был в городе полгода — его уже забыли, и требуется больше сил на рекламу. Всегда хорошо идут комедии — но бесконечно ставить пьесы Рэя Куни тоже невозможно!

Устанавливать цены на билеты — особое искусство. Тут театры предпочитают прислушиваться к площадкам и заранее узнавать, сколько зритель готов отдать за билет. Поэтому цены на один и тот же спектакль в Екатеринбурге и области, скорее всего, будут существенно отличаться.

— Конечно, мы мечтаем о том, чтобы зарабатывать деньги, но благодаря грантовой поддержке это не становится главной целью поездки, — говорит директор «Провинциальных танцев». — Мы хотим, чтобы с нами познакомился зритель. Я искренне считаю, что «Провинциалы» — очень крутой и актуальный театр. И то, что нас лучше знают в Москве и в Европе, чем в области, не очень-то хорошо. Конечно, мы едем на определённых финансовых условиях, но говорим театрам: скажите, сколько должен стоить билет — мы прислушаемся. Для нас главное, чтобы был аншлаг и зритель ждал нас в следующий раз.

Областная газета Свердловской области