Утверждение, что человек, смеясь, расстаётся со своим прошлым, не имеет никакого отношения к нашему герою. Прежде всего, в силу его природной интеллигентности: став известным, он не забывает и о том, как всё начиналось, и о тех, кому он обязан своими первыми успехами. Кроме того, начало творческой биографии в Свердловске памятно в силу кардинальных решений, которые ему приходилось принимать, будучи относительно молодым человеком. Талант, помноженный на решительность вот один из секретов творческого метода Глеба Панфилова, отмечающего сегодня 80-летний юбилей.
Ваш путь в кино был довольно извилистым. Создаётся впечатление, что вы шли, не торопясь, на ощупь, прислушиваясь к собственному мироощущению...
На ощупь было... Но было и движение, был и поиск чего-то, что наиболее полно выражало бы моё отношение к действительности. Для меня не только памятно, но и принципиально важно то, что именно в Свердловске я снял свой первый двухчастевый игровой фильм под названием «Дело Курта Клаузевица». Это произошло на Свердловском телевидении, куда я пришёл после моей работы на заводе и в горкоме комсомола. Вообще, надо сказать, это был уже такой конкретный поиск, потому что к этому времени я уже сумел поступить в институт кинематографии, на заочное отделение операторского факультета.
До этого я не понимал до конца, смогу ли что-то когда-нибудь сделать в этой области. Сам факт поступления во ВГИК для меня был некой оценкой профпригодности. В ту пору я был и оператором, и режиссёром, и автором сценария своего первого фильма. Вот это и была настоящая проба себя. Этот фильм мне очень помог поступить на Высшие режиссёрские курсы. Его хорошо приняли на телевидении, хорошо приняли зрители. Поэтому я связываю свои первые шаги в профессии не только со Свердловском, моим родным городом, но и со студией телевидения.
Каким вам вспоминается город вашей юности?
Я любил Свердловск, и любил проводить время в прогулках. С девушками, в том числе. Предпочитая окраинные улицы, а не толкучку. Улицы эти были одноэтажные, деревянные. Ну, например, Обсерваторская, впоследствии Бажова. Или район ВИЗа. Там неподалёку от Дворца культуры ВИЗа и Верх-Исетского пруда тянулась длиннющая, я думаю, километра два, не меньше, улочка с деревенскими домиками, уже ветхими в то время.
Мне очень нравилось бродить по набережной Исети, уходя к улице Челюскинцев, и ещё дальше. А там уже всё вокруг становилось полудикой, потом и вовсе дикой местностью. Появлялись какие-то задворки ВИЗа. Пахло уже заводом, маслом, гарью, были заметны следы производства... Фактура замечательная! Река тихая, которая постепенно увядала от мазута, в котором, я помню, купаясь, мы всегда умудрялись вымазаться. Всё это запах детства, и всё это мне необычайно дорого.
Несмотря на прекрасные прогулки по старому Свердловску, свою девушку, женщину своей жизни, Панфилов встретит несколько позже. Гениальная актриса Инна Чурикова снимется в его дебютном полнометражном фильме «В огне брода нет», а уже на съёмках второго фильма «Начало» они поженятся. С тех пор Инна Михайловна совмещает роли жены и музы в этом творческом альянсе.
Как чувствуете себя в современном Свердловске Екатеринбурге?
Вы знаете, какой я для себя открыл Свердловск в свой относительно недавний приезд?! Для меня это было удивительное узнавание, спустя полвека практически. Я прошёл по берегу Исети от Куйбышева до улицы Ленина. Совершенно фантастическое ощущение. И какие-то вкрапления, остатки старого. Слева резиденция полномочного представителя Президента. Тихая река. И надвигающийся из тумана незнакомый огромный современный мегаполис. А с правой стороны такой удивительно живописный, на крутом склоне стоящий, двухэтажный, красного кирпича дом. Последние приметы уходящего Екатеринбурга.
Потом, конечно, я прогулялся по Малышева, там, где был подход к бывшей, как мы её называли, гранильной фабрике. Там всё сейчас цивилизованно, «по-туристически» благоустроено. А раньше мы бегали сюда мальчишками искать самоцветы. Можете себе представить, я нашёл там однажды тёмно-синий камень. Мне показалось, что это стекло. Но на самом деле, как потом выяснилось, это был сапфир.
Каких вы были убеждений в то время?
В свердловской юности, да и много позже, у меня не было никаких конфликтов с Советской властью, мне она нравилась. Я считал её органичной и необходимой. В 1961 году, когда Гагарин полетел в космос, я вступил в партию по полному своему убеждению. И был искренним, наивно-прямолинейным, верующим и верящим членом этой партии. Я развивался вместе со своей страной. И вместе со своими сверстниками, с теми, с кем мне особенно близко приходилось общаться, я ждал коммунизма где-то в начале 80-х.
Не был никогда диссидентом, и у меня сохранились самые лучшие воспоминания о том времени. Бог миловал, так сложились обстоятельства, что родители мои не были репрессированы. Я не был обижен на Советскую власть... Одним словом, я был образцовым молодым человеком в этом смысле.
Правда, не всё так просто... Уже его дебют «В огне брода нет» вызвал настороженность у критики и чиновников от кино своим нетрадиционным подходом к революционной теме. Второй фильм «Начало» навлёк на режиссёра серьёзное раздражение ленинградского партийного руководства. Картина «Прошу слова» и вовсе переполнила чашу терпения партийных боссов города на Неве, и Панфилов должен был переехать в Москву, чтобы не лишиться возможности снимать. Но и в Москве всё было очень непросто. Его следующий фильм «Тема», впервые в отечественном кино затронувший тему эмиграции, лёг на полку на 7 лет.
Но, несмотря на все эти перипетии, Панфилов умудрился сохранить себя и своё право на творчество. Вернее так, мудрый режиссёр Панфилов позволил не совсем умным и совсем нечестным персонажам, которые рано или поздно должны были сойти с исторической сцены, несколько усложнить его жизненный сценарий. Но и только! Он всегда оставался внутренне свободным человеком, продолжал снимать фильмы на вечные темы и один за другим получал отечественные и международные кинопризы, заставляя власть считаться с собой как с большим художником.
Изменился ли ваш зритель со временем, изменилось ли восприятие ваших фильмов и спектаклей?
Вы знаете, страна изменилась, я изменился. Я меняюсь вместе со своей страной. Ничего в этом оригинального нет. Это естественно, потому что страна моя, и я её гражданин. Мы вместе и в трудные минуты, и в минуты радости. Что же касается зрителя... Зритель это много таких, как я, это много таких, как вы. И все вместе, меняясь, мы творим с учётом наших перемен.
И то, что нас волновало вчера, иногда становится предметом исследования фильма или спектакля. Но всё равно, контекст подобных творческих исследований наш сегодняшний взгляд на происходящее. Причём это взгляд отнюдь не всезнающего человека! Боже мой! Мы так далеки от настоящего знания. Но желание узнать что-то важное, проникнуть в суть вещей, безусловно, имеется у каждого нормального человека. И это даёт импульс к поиску.
А как можно сохранить талант с годами, да ещё и в стране, в которой почти каждое десятилетие что-то кардинально меняется?
Я думаю не о сбережении таланта, я думаю о том, как его израсходовать, как его реализовать. Вот в чём проблема. «Сберегать» такой мысли не возникает. Сберегать надо народ, беречь здоровье, родителей надо сберегать. А талант надо расходовать. Имея выход, талант расцветает. От расходования он становится закалённее, действеннее, он мужает. Так что я всегда желаю современным молодым людям, чтобы они успешнее реализовывали свой талант и свои способности. Во-первых, ощутили и открыли в себе свой собственный талант, а потом и расходовали его на благо людей.