Темы дня

Немного северный, немного ветреный, но очень красивый

За свою жизнь Валерий Штукатуров составил и издал около двух десятков художественных альбомов, посвящённых творчеству уральских мастеров. Фото: Станислав Савин

За свою жизнь Валерий Штукатуров составил и издал около двух десятков художественных альбомов, посвящённых творчеству уральских мастеров. Фото: Станислав Савин

Вчера в Екатеринбурге представили художественный альбом о городе. «Екатеринбург: умножая на миллион» — результат совместного проекта художника Валерия Штукатурова и писателя Алексея Иванова. Здесь собраны лучшие произведения художников, изображавших Екатеринбург, начиная с XV века и заканчивая 2014 годом. Книга сделана в современном формате, в ней описана городская мифология и история Екатеринбурга. К сожалению, Валерия Штукатурова, который посвятил этому проекту десять лет, не стало буквально через несколько дней после того, как книга вышла из печати. Поэтому представлял её только один соавтор — Алексей Иванов.

— Алексей, насколько нам известно, вы не очень охотно откликаетесь на участие в «чужих» проектах…

— Валерий Васильевич обратился ко мне уже после того, как вышла книга «Ёбург», он хотел, чтобы этот альбом не стал очередным скучным искусствоведческим изданием, а чтобы это была настоящая книга о городе. Кроме того, меня поразила та колоссальная работа, которую он провёл, собирая материал. Уже через 30 минут после нашего первого телефонного разговора у меня на столе лежал макет этого издания. Мы много спорили, и когда я написал тексты к его материалам, большую часть пришлось переделывать, перевёрстывать. Я очень рад, что у нас получилось представить Екатеринбург так, как не представлен больше ни один город России. Это я вам как искусствовед говорю.

— Теперь по этой книге можно наш край изучать…

— Да, думаю, она будет интересна даже тем, кому казалось, что он хорошо знает историю родных мест. Так, в XVIII-XIX веках столицу Урала практически никто не рисовал, хотя тогда был очень распространён жанр городского пейзажа — ведута. Кроме того, город в то время обладал мощными финансовыми средствами, которые бы позволяли оплатить художникам работу. Да и силы художественные были — работала гранильная фабрика, горные инженеры здесь проходили курсы черчения, что такое перспектива, уж точно знали. А причина «затишья» — в индустриальном промышленном менталитете.

— Несмотря на разнообразие представленных в альбоме работ, похоже, художники разных времён любили одни и те же места?

— Это так называемые места силы, которые выявляются именно деятельностью художников. Что, в свою очередь, не понятно ни краеведам, ни экскурсоводам. В Екатеринбурге это, например, гостиница «Исеть» — она очень хорошо организует пространство — выпуклый парус обращен на юг, за счёт чего она всегда освещена, а значит город сразу получает объём. Есть даже легенда про картину Светланы Тарасовой. Там трамваи бегают по кругу, а на гостинице «Исеть» надпись — «Вперёд к коммунизму». И вот партийные деятели заставили снять картину с выставки, потому что получалось, что к коммунизму движемся не вперёд, а по замкнутому кругу.

Областная газета Свердловской области
.