Темы дня

«Неужели это всё оригиналы?»

Энди Уорхол. «Бетховен»

Энди Уорхол. «Бетховен»

В Доме Поклевских-Козелл открылась выставка «Революция в искусстве». Впервые екатеринбуржцы смогут увидеть сразу 250 оригиналов работ величайших художников XX века – Пабло Пикассо, Марка Шагала, Василия Кандинского, Сальвадора Дали, Натальи Гончаровой, Хуана Миро, Анри Матисса, Энди Уорхола и многих других. Масштабный проект подготовлен Свердловским областным краеведческим музеем и художественной галереей «Главный проспект» в рамках программы «Шедевры частных коллекций».

Кстати

Все работы, представленные на выставке, принадлежат семье владельца художественной галереи «Главный проспект» Олега Гусева. На открытии выставки коллекционер подарил Краеведческому музею работу Марка Шагала из серии иллюстраций к поэме «Мёртвые души». Всего в эту серию входит 96 иллюстраций, 71 можно увидеть на экспозиции.

Первый вопрос, который задаёт, пожалуй, каждый посетитель выставки – «неужели это всё оригиналы?». В музее же с гордостью отвечают – «абсолютно всё». Перед нами графические работы разных техник самых известных мастеров. Здесь и цветные литографии Анри Матисса, и поп-арт на темы комиксов и журнальной графики Роя Лихтенштейна, и работы Марка Шагала.

Мы же расскажем о трёх произведениях, которые, на наш взгляд, заслуживают особого внимания.

Важно

На что ещё обратить внимание:

  • Марк Шагал. Серия к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», 1923–1927 годы, офорт, сухая игла, акватинта
  • Энди Уорхол. Серия «Банка с супом «Кэмпбелл», сериграфия
  • Анри Матисс. «Дансез Креол», 1958 год, цветная литография
  • Василий Кандинский. «Великое Воскресение», 1911 год, ксилография

Наталья Гончарова. Этюд для оперы «Золотой петушок» 1914 год, пошуар.

Гончарова – русская художница-авангардистка и правнучатая племянница жены Пушкина, Натальи Николаевны. Как известно, самые дорогие художники в мире – это Пабло Пикассо среди мужчин и Наталья Гончарова среди женщин. Так, 2 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» 1916 года была продана за 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом был установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин; кстати, предыдущий тоже принадлежал Наталье Гончаровой. На экспозиции представлен эскиз занавеса, который был сделан для парижской Гранд Опера. Эскизы сделаны Натальей в девяти экземплярах, но только три из них были раскрашены. Первый цветной вариант отдан в Гранд Опера, второй сейчас находится в музее в Екатеринбурге, а третий Наталья подарила девушкам, который вышивали сам занавес. Также на выставке можно увидеть оформленную и проиллюстрированную художницей книгу «Сказка о царе Салтане» 1923 года.

Сальвадор Дали. Серия «Человеческие пороки», 1973 год, цветная литография.

Один зал на выставке полностью посвящён работам Сальвадора Дали. Это серия из 25 литографий, сделанных по мотивам романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Этот цикл работ ещё называют «Озорные сны Пантагрюэля». Известно, что Дали приступил к созданию серии после того, как увидел иллюстрации в книге XVI века – 25 гравюр на тему человеческих пороков, и на некоторых литографиях он досконально воспроизводит эти изображения. Листы эти довольно внушительных размеров, и ясно, что в одиночку Дали сделать их было бы не под силу, поэтому искусствоведы уверены, что в создании цикла участвовали ученики и подмастерья художника. Кроме того, ни одна работа не носит название определённого порока. Но однажды коллекционер, которому принадлежат работы, всё же повесил к ним ярлычки, обозначив «жадность», «честолюбие» и прочие людские пороки. В этот же раз музейщики решили не сужать восприятие зрителей – и дать возможность нам самим определить, что же каждое изображение символизирует.

Пабло Пикассо. «Голубь будущего», 1952 год, цветная литография.

Не обошлось на выставке и без знаменитых голубок Пикассо. Это образ белого голубя мира, созданного Пабло Пикассо в 1949 году в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже и Праге. Сначала мастер обратился к довольно реалистичному изображению птицы, а в результате получился схематичный, несколько условный образ, который теперь узнаваем по всему миру. Позже ещё не раз художник обращался к нему в своих работах. На экспозиции литография 1952 года под названием «Голубь будущего», сделанная уже к Конгрессу в Вене. Также на выставке представлен и более поздний вариант на эту тему.

Мнение

Уже в первый день выставку «Революция в искусстве» посетило большое количество людей, и приятно было видеть, что среди них присутствовали не только представители культурной богемы...

Леонид Рапопорт, министр спорта Свердловской области:

– Я в детстве читал произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», поэтому с большим интересом посмотрел иллюстрации к нему. Также с удовольствием открыл для себя печатную графику Натальи Гончаровой. Безусловно, коллекция, которую мы все увидели, очень яркая, масштабная, а главное – содержательная. Одно дело видеть эти работы в Интернете, и совсем другое – вживую. Всем советую последовать моему примеру и тоже посетить эту выставку.

Областная газета Свердловской области