Школа, где учат на Гамлета и Бабу-ягу

Учебные спектакли ЕГТИ не раз становились номинантами  и лауреатами театрального фестиваля «Браво!» Фото: Мария Кошелева

Учебные спектакли ЕГТИ не раз становились номинантами и лауреатами театрального фестиваля «Браво!» Фото: Мария Кошелева

  • Опубликовано в №202 за 31.10.2015

Если учесть, однако, что первый театральный вуз, где преподавали эвакуированные мастера сцены, возник в Свердловске ещё в годы войны, а позже существовал театральный факультет при Уральской консерватории, то – уточняет ректор ЕГТИ Владимир Бабенко – резонно отмечать и 80 лет театрального образования на Урале.

– В 1985 году театральное училище было реорганизовано в институт по инициативе Ельцина, тогда первого секретаря обкома КПСС. Даже если считать от этой даты, институт выпустил в мир почти три тысячи профессионалов. Возможно ли говорить об уральской театральной школе? Например, система актёрской подготовки в школе-студии МХАТ или Щукинском училище известны каждая «лица необщим выраженьем»…

– Трудный вопрос. Приведу пример – возможно, будет ясен ответ. У нас есть два легендарных педагога – профессор Владимир Марченко и заведующая кафедрой сценической речи Азалия Блинова. У Марченко – диплом ГИТИСа (а это московская школа театральной педагогики), Блинова – ярко выраженный педагог ленинградской театральной школы. Честно говоря, ни я, ни они не видим в этом противоречия. Оба достаточно умные и талантливые, чтобы не бодаться по поводу нюансов. И думаю: мы правы в этом, поскольку уровень востребованности наших выпускников достаточно высок. Почти 100 процентов! Выпускаем группу «кукольников» – почти все попадают именно в театры кукол. Готовим группу артистов мюзикла – театры «разбирают» их ещё студентами… Нет проблемы с распределением выпускников. Вообще! Все востребованы: на ТВ, в кино, театрах… И режиссёры при этом нередко говорят: выпускники ЕГТИ выгодно отличаются тем, что трудолюбивы, легко адаптируются, без звёздных капризов. Они готовы к бытовым трудностям, лишь бы остаться в профессии. Единственная проблема (улыбается) – у наших ребят какое-то время ощутим уральский говор: скороговорка, оканье…

Любопытно!

  • Первый выпуск ЕГТИ состоял всего из 22 человек по специальности «Актёрское искусство».
  • Со Свердловским театральным училищем и ЕГТИ связана творческая деятельность известного режиссёра Владимира Мотыля, артистов старшего поколения Анатолия Кузнецова, Анатолия Солоницына, Владимира Ильина. В стенах института начинали свою карьеру режиссёры театра и кино Анатолий Праудин, Дмитрий Астрахан. Драматурги Олег Богаев и Василий Сигарев, будучи студентами ЕГТИ, стали лауреатами премии «Антибукер».
  • Выпускники ЕГТИ работают в театрах Мурманска, Ульяновска, Кургана, Тюмени, Омска, Томска, Кирова, Вологды, Новосибирска, Кинешмы, Ярославля, Рязани, Тобольска, Владивостока, Одессы, а также в столичных театрах: Ленком, БДТ им. Товстоногова, МХТ им. А.П. Чехова, Театр на Таганке, Театр Романа Виктюка, «Московская оперетта», Театр кукол им. С.В. Образцова, Театр Стаса Намина, Московский Губернский театр (худрук. С.Безруков) и т. д.
  • Особой гордостью ЕГТИ являются лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска» (Юрий Мазихин – 2002 г., Александр Бабенко – 2007 г., Мария Виненкова – 2009 г., Светлана Замараева – 2012 г., Александр Соколов – 2014 г., Евгений Зайцев – 2015 г., Андрей Тетюрин – 2015 г.).

– Тем не менее в сентябре на базе ЕГТИ прошла Всероссийская (с международным участием!) конференция по сценической речи.

– Да, наши педагоги-речевики, говорящие на чистой русской речи, разрабатывают специальные программы. Эффективные, востребованные. Правда, индивидуальность педагога при этом приходится втискивать в «гроб» образовательных стандартов, лавировать между талантом и стандартом. На конференции возникла почти мировоззренческая дискуссия. Одни говорили: стандарты – это неплохо, они воспитывают. Другие отчаянно возмущались: сколько можно театральный вуз судить по критериям сельскохозяйственного?

– Сегодня институт готовит не только актёров, но и режиссёров, продюсеров, есть отделение «Литературное творчество». Общий знаменатель – наличие таланта. Как вы, ректор, определяете для себя эту эфемерную категорию? Для меня, поделюсь, примета таланта – заразительность…

– А как вам такое определение – энергия? Оно ведь не противоречит вашему? Зара­зительность – это чья-то свободная энергия, которая тебя обволакивает, захлёстывает, увлекает. Но, думаю, и вы согласитесь со мной: талант – дар свыше. И вот этот «канал» с тем, что свыше, должен быть всегда открыт. Иначе творческая состоятельность угасает. Знаете, у меня в ректорском кабинете, под рукой, книга Сальвадора Дали «50 секретов мастерства» – о том, что нужно уметь живописцу. Дали учит: как мыть кисти, как готовить холсты… 49 секретов! А в конце говорит: но если вашей рукой не движет кто-то свыше, если вы не связаны невидимыми нитями с каким-то верхним миром – 49 секретов бесполезны. Такая сюрреалистическая трактовка таланта.

– Талант пестуется теорией, но оттачивается практикой. Хорошо литераторам – это «таланты уединения», «застольные люди»: написал рассказ – предъявил миру. Всем прочим, кто учится в ЕГТИ, сложнее: ни актёра, ни режиссёра на студенческих этюдах не вырастишь, и в театр на практику, сразу пред очи публики, «зелёный» талант никто не возьмёт…

– Зато у нас есть Учебный театр! Наша база практики. А ещё мы построили в центре Екатеринбурга пятиэтажное общежитие, где тоже есть помещения для учебных занятий – сценический бой, танцы, актёрский тренинг… А наши педагоги одновременно ещё и практики театра. Андрей Русинов – мастер курса и режиссёр Свердловской драмы (у института теснейшие связи с этим театром, несколько лет назад на основе одного нашего выпуска был образован «Молодой театр»). Другой педагог – Александр Блинов – тесно связан с киностудией, с режиссёром Алексеем Федорченко. Конечно, денег на учебные спектакли в обрез. Костюмы – на «подборе», старое сценическое оружие… Тем не менее на сцене Учебного театра мы играли и спектакль по сказкам братьев Гримм (идеей заинтересовалось консульство ФРГ, и мы получили грант), и Булгакова, и Уильямса. Разные авторы, разная стилистика. И Алексей Федорченко снимает наших ребят в своих фильмах, готовит к будущей профессии. А недавно, грех не похвастаться, наши ребята выезжали в Берлин… с мастер-классом!

– Многие десятилетия эталоном в театральном пространстве была так называемая старая актёрская школа, а она в свою очередь предполагала не только вершины лицедейства, но и высочайшую общую культуру в профессии. Например, приходить на спектакль часа за два, настраиваться. Никогда не забуду, как легенда Свердловской музкомедии Валентина Михайловна Пимеенок в свои почти 90 лет рассказывала: в молодости на репетициях она всегда присаживалась на краешек стула – а вдруг режиссёр вызовет на сцену?

– Очень надеюсь, что в нашем институте от этих традиций что-то сохранилось. Педагоги стараются внушить молодым этот священный трепет по отношению к Театру. Ты не можешь здесь опоздать, не можешь быть не в форме, каждый раз на сцене должен работать словно в последний раз… Но знаете, как досадно и больно бывает за ребят, когда четыре года мы готовим их к высокой миссии, а там, куда они приезжают, высокая миссия, оказывается, никому не нужна, там просто «делают деньги». Бесконечные зайчики-ёлки, юбилеи, корпоративы. Драматический театр в чистом виде порой просто исчезает: без внешних эффектов трудно заманить публику на полноценный спектакль. Я вижу драму поколений скорее не в пределах института, а вне. Красноречивый пример: наша выпускница, отработав в ТЮЗе довольно много лет, уехала в Москву, устроилась «в рекламе». Сейчас на «Первом канале» мы постоянно видим её лицо. По слухам: финансово успешна. Но я не знаю: рад ли я? В Москве – целое землячество актёров драматического театра и кино, неприкаянных, продающих свой талант в развлекательных фирмах.

– Их счастье, если это их внутренне примирит с собой. Но не исключено: однажды талант предъявит счёт – а на что ты, собственно, меня растратил? Грустно…

– И как безумно расточительно к тому же!.. Но в то же время наши выпускники играют в Театре Армена Джигарханяна, в калягинском «Et Cetera», на Таганке, в театрах Санкт-Петербурга… А уральские театры – и в Екатеринбурге, и в области – процентов на 80–90 состоят из наших ребят.

– Вы специально назначили празднование юбилея на понедельник (2 ноября) – нетеатральный день? Нет спектаклей, репетиций. Выпускники института могут при­ехать из других городов, вернуться на несколько часов под своды альма-матер.

– Ну конечно! Только и в этом смысле театральный вуз – юбиляр особый. У нас нет традиции общего сбора. Где-нибудь в большом актовом зале. Студенты приходят в аудитории, где учились мастерству. А все аудитории у нас именные – Анисимов, Стрежнев, Марченко… Здесь закладываются основы дипломных спектаклей. Аудитория мастерства – как маленький театр. Здесь ты разбирал, анализируя каждое слово, свою первую роль, здесь проливал пот, здесь тебя ругали (или ободряли-хвалили). Здесь был и бутерброд на бегу, и (улыбается) первый поцелуй. Как дом родной. А в результате сложилась твоя судьба…

Областная газета Свердловской области