Дело в камне под ногами?

Фрагмент горницы из музея Нижней Синячихи. Фото: Александр Исаков

Фрагмент горницы из музея Нижней Синячихи. Фото: Александр Исаков

  • Опубликовано в №018 от 03.02.2016

На страницах «Областной газеты» выходил проект «Уральская роспись». Среди читателей и экспертов он вызвал резонанс. Например, уже сейчас создаётся общественная организация ремесленников области, которая будет решать вопросы, в том числе и поднятые на страницах «ОГ». А недавно к нам обратилась преподаватель школы искусств посёлка Большой Исток Александра Черемных, которая вместе со своими коллегами уже много лет изучает урало-сибирскую роспись. Кстати, сегодня практически нет исследовательского материала, посвящённого трактовке символики, и наш эксперт – один из немногих, изучающих роспись с этой точки зрения.

Вместе с Александрой мы рассматриваем разные элементы росписи…

– Каждая чёрточка в нашей росписи неслучайна, всё здесь на своём месте, – объясняет она. – Роспись всегда была адресована конкретному человеку. Прежде чем начать расписывать, маляры долго жили в доме, изучали родословную семьи, смотрели, как хозяйка к ним относится. Обязательно расписывалась входная дверь: со стороны улицы рисовали мировое древо, и все проходящие ему кланялись, выказывали уважение, а в доме – символический родовой портрет.

Кроме стен расписывали и другие предметы – например, мужчина обязательно делал невесте, а потом и дочке расписную прялку, это было что-то вроде открытки с пожеланием. Уникальный же вариант создавался на стенах. Семьи победнее заказывали себе только ставни или двери, кто побогаче – целую горницу. Перед нами горница из музея Нижней Синячихи. Фото: Александр Исаков

Уральский характер – в цвете

– Роспись действительно отражала менталитет людей. Тот самый уральский характер, о котором все слышали, – говорит Александра. – Он даже в цвете выражается. В отличие от многих видов росписи краски смотрятся неяркими, некричащими – как, например, в петриковской (Днепропетровская область), которую часто сравнивают с нашей, а приглушённее, грубее. Как и сами уральцы – без напыщенного блеска, пафоса. Также ни в какой другой росписи нет такого сочетания красок – красного и синего. В букете синий цветок – мужское начало, красный – женское.

Самый же уникальный приём урало-сибирской росписи – разбел в середине. Кто-то это объясняет тем, что внутри – сердце, а от него – душевный свет, который выходит в мир внешний. По другой версии, поскольку роспись спускалась к нам с северных районов, на Кольском полуострове люди закодировали символ священной Белой Руси и, собственно, обледенение мест, где они некогда жили.

Есть у нашей росписи значительное сходство с алтайской – оранжевый фон, приёмы, символика.

– Но судя по датам, алтайская моложе нашей, – продолжает Александра, – есть версия, что там она появилась благодаря староверам, которые перекочевали с Урала в места потеплее. Что интересно – в алтайской росписи все прописочки сделаны в чёрном цвете, тогда как у нас все они были цветными. Это говорит о том, что с цветом у нас работали намного серьёзнее. Представляете, что такое подобрать цвет прописки для каждого элемента?

В тему

Фото: Наталья Шадрина

В Екатеринбурге в детском саду №13 стены в группах расписаны художниками в стиле урало-сибирской росписи. Сделано это было ещё двадцать лет назад — тогда воспитательница Любовь Вотинова посетила семинар по уральской росписи, которая произвела на неё сильное впечатление, и начала продвигать это направление в садике.

После с ней познакомилась художница Надежда Елькина, начавшая тогда расписывать детский сад. Руководство садика заказало роспись мастерам художественной школы, и получился сказочный результат. Роспись здесь везде — на стенах, полочках, игрушках.

— Каждый раз прихожу и отпуска и думаю: какие же молодцы, что не закрасили, — делится Любовь Александровна. — А ведь это дорогого стоит. Ремонт делаем каждый год, и далеко не все строители понимают, что нужно бережно обойтись с нашей росписью. Поэтому приходим, караулим, а потом берём в руки кисточки, краски и подкрашиваем, реставрируем.

Кстати, представлена в детском саду не только уральская роспись — на шкафчиках у каждого ребёнка примеры разных видов: гжель, хохлома, городецкая, дымковская… Ребята растут в этой атмосфере, а значит, в какой-то степени познают культуру страны и родного края. Мы пришли в гости в подготовительную группу, где недавно был мастер-класс уральской росписи, и дети с удовольствием рассказали, как расписывали сами.

— С росписью ведём работу сразу по нескольким направлениям, — продолжает Любовь Вотинова. — В нерабочее время на базе детского сада организуем семинары. Неинтересно это может быть, мы уверены, только от незнания. Ребёнок ведь не обязательно должен играть только «Лего». Почему бы не дать ему традиционную куколку, игрушку с росписью, научить расписывать самих, не исключая, конечно, и современную педагогику…

Граница между Европой и Азией – на потолке

Нас часто спрашивают: откуда в росписи изображения экзотических для нашего края животных – верблюдов, например? Наши читатели и мы заприметили их в экспозиции музея в Нижней Синячихе.

– Всё просто, – поясняет Александра. – Во-первых, рядом с нами Челябинск, и верблюд украшает его герб. А во-вторых, я убеждена, и многие историки со мной солидарны, что через нас пролегал Шёлковый путь. Нижний путь шёл через Челябинск, верхний – через Северную Двину, а средний – через Екатеринбург. В районе Ревды у нас удобное низкое место, там торговцы переправлялись через хребет. А как везли груз? Конечно, на верблюдах.

Мастера урало-сибирской росписи очень любили рисовать птиц. Александра Черемных с коллегами собрала около 30 видов пернатых, которых изображали на стенах горниц. Это и ласточки, и курицы, и филины и даже цапли-фазаны. И у них тоже была иерархия. Внизу и у кровати, как правило, располагались охранные, защищающие хозяев птицы, – например, филин и кукша (принадлежит к отряду воробьиных и обитает в Сибири и тайге). Если кто-то заходит в лес, она начинает истошно кричать. Сверху в основном изображали пав и павлинов. Причём все птицы всегда были нарисованы парами, и лапки у них были протянуты друг к другу – признак семейного благополучия. Если птица была изображена одна – значит, заказ делала вдова. Также любили рисовать птицу с длинным пышным хвостом синего цвета – это и пава, и Синяя птица счастья одновременно.

– Кстати, в росписи наши предки отразили и особое положение Урала. Все изображения, что делались выше матицы (балки), относились уже к верхнему ярусу – потолку. И там птички не смотрели друг на друга – их головы повёрнуты в разные стороны (как на фото). Это означало, что Урал чётко разделяет страну на Восток и Запад, также птички показывали бескрайность нашей границы.

Популярной формой досуга становятся мастер-классы по росписи – один из таких редакция «ОГ» посетила в Нижней Синячихе. Фото: Александр Исаков

Роспись – как семейный оберег

Для наших предков одной из главных тем росписи была семья. Особое значение придавалось связи поколений.

– Как я уже говорила, нашу роспись часто сравнивают с петриковской, – продолжает наш эксперт. – Но она более яркая, насыщенная. Когда я изучала её на Украине, долго пыталась понять, чем объясняется отличие. Потом поняла: там под ногами – песок, в котором люди утопают. И будто не чувствуют своей связи с предками, прочно на родной земле не стоят.

На Урале под ногами – камень, отсюда и ощущения, что за тобой – весь твой род. И в росписи это отражается.

Полностью расписное панно на стене называлось грядкой. Каждый букет состоял из нескольких уровней росписи – вазончика (нулевой уровень) и трёх больших цветков. Так изображались три поколения в семье, которые одновременно жили под одной крышей: сначала бабушки и дедушки, затем – мама и папа и верхний цветок – их дети. Своеобразные усики из маленьких ягодок и цветочков, отходящих от последнего уровня, – это мечта о будущих сыночках-дочках. Внутри цветочка всегда рисовали спиральку или завиточек: если он был направлен влево – означал движение, жизнь, если вправо – разрушение и ночь. Так наши предки показывали чередование ритма.

А вот вазончик или кувшинчик на нулевом уровне считают обозначением далёких предков, которые передают новым поколениям устав семейной жизни и во всём направляют. Этот вазончик ещё сравнивают с чашей Грааля, что, согласно северной легенде, является волшебной чашей жизни.

Человек смотрел на свою большую родословную, куда дорисовывали и сестёр с братьями, и дядей с тётками, и он знал, что хорошо защищён своей семьёй.

Областная газета Свердловской области