В Ирбите прошёл фестиваль спектаклей для детей

В детских спектаклях всё должно быть настоящее — и чувства, и интонации, и музыка. Фото Павла Рябых.

В детских спектаклях всё должно быть настоящее — и чувства, и интонации, и музыка. Фото Павла Рябых.

Труппы из Абакана и Озёрска, Тобольска и Первоуральска, Екатеринбурга и Каменска привезли в старинный уральский город — на родину старейшего в регионе театра — спектакли для самого важного зрителя. «Зазеркалье», инициатором которого стал нынешний главный режиссёр театр Леван Допуа, стартовало в статусе межрегионального.

О том, что спектакли для детей востребованы как никогда, говорит хотя бы тот факт, что за десять дней на фестивале побывало около шести тысяч зрителей — седьмая часть населения Ирбита. Более того, скорость покупки билетов тоже побила все рекорды, ведь они появились в кассе всего за две недели до начала «Зазеркалья». Приходили в фестивальный зал театра им. Островского родители с детьми и бабушки с внуками, шли целыми классами и просто девочки-подружки. На спектакль, на два, на три. Семья Половнёвых (мама, папа, сын) посмотрела все (!) спектакли фестиваля.

Жанровая палитра «Зазеркалья» оказалась весьма разномастной — современная сказка для детей и взрослых, чёрная, озорная и романтическая комедии, мелодрама, романтическая сказка, игра в сказку, индоафриканские игры, житейская фантазия. Зрители же, по наблюдениям организаторов, ориентировались при выборе не на это, не на город, не на режиссёра — на название: «Кукарямба», «Малыш и Карлсон», «Снежная королева», «Про Иванушку-дурачка», «Мотоzикл». Большей частью знакомое и проверенное временем. Другого пока не придумано и не написано. Хозяева показали под финал премьеру — красивую сказку-притчу «Бэмби», получившую спецприз фестиваля. Несмотря на диснеевское происхождение, спектакль получился совсем не мультяшный. Молодые артисты говорили совсем о недетском — об ответственности за тех, кого приручаешь, о человеческой подлости, о любви и благородстве...

Подводя некоторые итоги, члены жюри сошлись на том, что фестиваль вышел не провинциальный, что приехали хорошие детские спектакли, что есть театры, которые их ставят.

— Дети сегодня забыты, на них в крайнем случае зарабатывают, а что у них внутри — никого не волнует. Традиции ходить семьей в театр, обсуждать увиденное — исчезают. Важнее, чем поход в театр, чем этот трепет, в детстве мало что есть. Театр — это всё: школа, воспитание, думы, культура, первое понимание ценностей, что есть друг, враг, добро, зло, зачем жить, как жить. И это всё фестиваль демонстрировал. Каждый спектакль — телеграмма в зал. Мы увидели разные сценографические решения, стремление и старания быть доступным современным детям. И отклики на эти старания были молниеносные в зале, — размышляет Ксения Кузнецова, доцент кафедры речи ВГИКа.

Слава богу, не подтвердились опасения, что на фестиваль съедутся утренники, спектакли безоглядной детской радости, сплошная развлекуха. Такие были, конечно, но в большинстве были другие — думающие, ищущие, разговаривающие с детьми нормальным языком, не делая клоунаду из голоса. И тогда маленькое сердечко бьётся, душа откликается. За умение вести такой разговор с юными зрителями Инга Матис, сыгравшая девочку без родителей по имени Пеппи в каменской «Кукарямбе», стала обладателем награды «За лучшую женскую роль». Гран-при первого «Зазеркалья» уехал в Екатеринбургский ТЮЗ, показавший ирбитской детворе библейскую историю «У ковчега в восемь».

Встречаться детским спектаклям на фестивале в Ирбите решили раз в два года. Если всё будет хорошо.

Областная газета Свердловской области