Противоречивый Зубр

Писатель Даниил Гранин. Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

Писатель Даниил Гранин. Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

Писатель Даниил Гранин скончался в ночь на среду на 99-м году жизни. Или на 100-м – по поводу даты его рождения есть две версии, с местом рождения вообще всё крайне запутанно, факты довоенной и военной биографии порой не стыкуются и противоречат друг другу. И все эти противоречия не помешали если не всей России, то некоторой её части присвоить ему на рубеже веков статус совести нации, который до него, по общему признанию, принадлежал академику Дмитрию Лихачёву.

Но ведь не сам же Даниил Гранин писал заявление «прошу принять на вакантную должность», он вроде бы даже, наоборот, этой своей ролью тяготился, жаловался, что постоянные просьбы что-то прокомментировать только мешают работать. И ведь ни для кого никогда не было секретом, что в бытность советским чиновником от Союза писателей Гранин в самые ответственные моменты уходил в тень – с одной стороны, не участвуя напрямую в травле коллег по писательскому цеху (суд над Иосифом Бродским), а с другой – избегая протягивать руку помощи (в случае с Сергеем Довлатовым).

Даниил Гранин один из восемнадцати человек, награждённых с 1998 года высшей наградой России – орденом Святого апостола Андрея Первозванного. И он в этом списке далеко не единственный «слуга двух господ» – ровно две трети кавалеров и в коммунистические времена удостаивались высшего признания в виде звания Героя Социалистического Труда и прилагающегося к нему ордена Ленина.

Из советского писателя-чиновника во властителя дум Гранин превратился благодаря двум книгам – написанной в соавторстве с Алесем Адамовичем «Блокадной книге» и роману «Зубр», на чтение которого в разгар перестройки занимали очередь. Со временем и сам Гранин в российском обществе стал этаким Зубром. И при всей его противоречивости пока даже близко не видно, кто следующий может занять это место.

  • Опубликовано в №120 от 06.07.2017
Областная газета Свердловской области