Сергей Айнутдинов «Наша студия анимации должна жить большими проектами»

Сергей Айнутдинов рассказал, как будет выглядеть Студия анимации, какова её главная цель и кто на ней будет работать. Фото: Александр Зайцев

Сергей Айнутдинов рассказал, как будет выглядеть Студия анимации, какова её главная цель и кто на ней будет работать. Фото: Александр Зайцев

Накануне Дня российской анимации рассказываем об одном из самых интересных и долгожданных проектов Инновационного культурного центра в Первоуральске — будущей Студии анимации, которую должны открыть в этом году. Уже сейчас известно, что курировать уникальную для Свердловской области студию анимации в ИКЦ будет известный далеко за пределами нашего региона режиссёр, сценарист и художник анимационного кино Сергей АЙНУТДИНОВ.

Мы пообщались с Сергеем Сагитовичем, который подробно рассказал, как же будет выглядеть Студия анимации, какова главная цель её создания и кто на ней будет работать.

Закладывается новый фундамент уральской мультипликации

— Сергей Сагитович, на какой стадии реализация проекта Студии анимации?

— Студия анимации Инновационного культурного центра будет занимать два этажа в здании. Тщательно прорабатывался план реконструкции, потому что подобная студия требует специфического подхода. Сейчас мы работаем над созданием демонстрационного зала и студии звукозаписи. Последняя — вообще самое сложное в этом проекте. Даже на Свердловской киностудии студия звукозаписи соответствовала всем требованиям только в советские годы.

— Предполагается, что создание такой студии послужит толчком к возрождению уральской школы анимации. Это очень амбициозное заявление. Но, насколько известно, речь пока идёт только об обучении в студии детей…

— Начинать будем действительно с работы с детьми. Но это будет нормальная, полноценная студия. В качестве примера могу привести студию анимации, которая раньше находилась на базе Свердловской киностудии и просуществовала тринадцать лет. Так вот там дети работали на том же оборудовании, что и мы — взрослые режиссёры и мультипликаторы. И то техническое качество изображения, которое они выдавали, было соизмеримо с профессиональным: не случайно на канале «Культура» в заставке почти все наши фильмы мелькали — остальные же по минимуму, а у нас сразу планка была такая, что даже у детей не могло быть технически некачественного кино.

По разным причинам на киностудии проект отошёл в сторону, и сейчас хочется сделать не хуже, а в чём-то даже лучше. И это будет началом поэтапного развития анимации в области. Возникнет Студия для детей на государственной основе — соответственно, появятся возможности и для другого возраста — студенчества, молодых специалистов.

— По сути, сейчас закладывается фундамент для анимационной сферы нашего уральского кинематографа?

— Именно. У нас есть как минимум одно учебное заведение — Уральский архитектурный университет, где идёт обучение, и после его окончания у выпускников появится возможность работать на базе, которая возникнет в Инновационном культурном центре.

Сейчас технологии изменились — и даже если что-то делать в условиях цифровых технологий, всё равно это где-то должно собираться, где-то должна проходить окончательная сборка. Не говоря уже об озвучивании. Сейчас процесс озвучивания происходит в очень плохих условиях, чуть ли не на коленках. Ни одна наша студия в Екатеринбурге сегодня не выдаёт нормальный звук. Всё, что делается, — вчерашний день. Мне удалось с композитором Сергеем Сидельниковым сделать фильм «Шаг в сторону» — это первая и последняя картина Свердловской киностудии, снятая на плёнку со звуком «долби сурраунд». Потом ещё был один фильм в кинокомпании «СНЕГА» — и всё. Конечно, дело в деньгах, продюсеры экономят, а раз государство принимает в плохом качестве — никто и не хочет ничего менять. Это печально.

«Свердловск называли Меккой анимации»

— Хочется верить, что новая студия все эти вопросы снимет, тем более что кадровая основа для неё в области есть — это молодые мультипликаторы, побеждающие на всевозможных международных фестивалях: Анна Буданова, Нина Бисярина, Наталья Чернышёва. Таким специалистам будет интересна эта студия?

— Что касается, Натальи Чернышёвой, то она сейчас уехала учиться в Европу, насколько знаю, Анна Буданова собиралась последовать её примеру. Их можно понять, они здесь делали случайные работы — системы не было. Мы как раз и хотим, чтобы в области появилась база, где молодёжь бы получала образование сверх того, что даётся сегодня в УрГАХУ. А главное — у них бы появилась возможность работать системно. Тогда у всех наших выпускников будет больше шансов применить себя здесь, никуда не уезжать.

Ещё когда директором Свердловской киностудии был Георгий Негашев, я говорил: если киностудия себя позиционирует как крупная, то она должна жить большими проектами. Да, сейчас небольшие авторские работы делают, но это некие лаборатории.

А студия, повторяю, должна жить большими проектами — полнометражными фильмами, сериалами — картинами с приличным бюджетом, которые потом хорошо продаются и приносят доход. Маленькие студии в городе есть, но они живут скромно, а значит, нет никакой гарантии на завтрашний день.

В лучшие годы Свердловск называли Меккой анимации. Я помню, нам было по 30–40 лет — мы были с амбициями, занимались все авторским кино. Но тогда была другая государственная политика, мы работали как на фабрике — можно было переходить с фильма на фильм: на одном ты режиссёр, на другом — делаешь анимацию и занят в этом процессе. Это была такая кинематографическая каша, в этой же атмосфере находились молодые художники, что-то подсматривали, учились… Нормальная системная жизнь.

«Союзмультфильм идёт тем же путём»

— Сейчас одна из самых успешных российских анимационных студий — петербургская «Мельница», где создали целую сагу о «Трёх богатырях», «Приключения Лунтика» и многие другие. Будете использовать опыт этой компании?

— Раньше «Мельница» была в намного худшем положении, чем у нас. Чтобы выстроить такую студию, целенаправленно занимались именно такими большими проектами сериального характера, долго вымучивали полнометражные фильмы.

Кроме того, несколько лет они делали для НТВ небольшой сериал — минут по 20. В это время выстраивали профессиональную студию, с разными цехами, именно фабрику. Ещё на этой студии был Константин Бронзит — режиссёр, которому позволяли делать авторское кино, хотя и на других проектах он, конечно, работал. Наверное, это самый правильный подход. А когда фильмы создаются от случая к случаю — это не анимация, а хобби.

Поэтому в Студии анимации Инновационного культурного центра в Первоуральске тоже будет чётко выстроенная система.

— Многих смущает, что такая студия появится не в Екатеринбурге, а в Первоуральске, куда ещё нужно доехать, те же аниматоры должны будут либо ездить каждый день, либо где-то там снимать жильё… Вы считаете, это не помешает?

— Я думаю, нет. Если смотреть на мировой опыт, то он как раз на том и стоит, что все крупные проекты в больших городах не делают — это очень дорого. Они выигрывают грант, собирают аниматоров, режиссёров со всего мира и работают в небольших городах. Год, два, три — пока этот проект тянется. И если смотреть на ситуацию под этим углом, то это нормально.

Неслучайно, когда шло обсуждение нашей киностудии, мысль была закрыть её в центре, и у аэропорта Кольцово построить новую. Во-первых, это было бы удобно артистам из Москвы и Петербурга — сразу на съёмочную площадку. Во-вторых, это намного дешевле.

Что касается Первоуральска, то это не так далеко с точки зрения поездок — я сам постоянно туда езжу, это 40–50 минут без пробок. Когда я жил на Уралмаше, столько же добирался до центра — это соизмеримые вещи. К тому же Инновационный культурный центр оборудован самой современной техникой и создаёт условия для успешного запуска и функционирования Студии анимации.

На «Союзмультфильме», кстати, сейчас идёт полная реконструкция — и они идут тем же самым путём или мы идём тем же путём. Они также приобретают оборудование. Единственное, там другое финансирование. У нас такого, к сожалению, не будет. Ещё мы проиграли время — если бы сделали, когда всё это ещё только задумывалось, сейчас могли бы быть лидерами в стране.

Но теперь нам важен конечный результат — центр, который объединит всё.

— Что касается человеческого ресурса — с какими преподавателями будете работать? И как будете отбирать ребят? Ведь начинать уже в этом году.

— Во-первых, надеюсь, это будут ребята, с которыми я работал. Во-вторых, преподаватели и выпускники Архитектурного университета, а также те, кого отберут по конкурсу.

Когда будет полностью готов один этаж, где уже можно будет трудиться, мы в первую очередь позовём первоуральцев, чтобы выявить людей, у которых есть к этому предрасположенность. Затем, естественно, расширим границы. В студии смогут обучаться ребята не только из Первоуральска, но и со всей Свердловской области.

Наша задача — отследить способных ребят со всего региона, потому что стать профессиональным художником-мультипликатором, режиссёром, аниматором — дано лишь единицам. И очень важно самых перспективных и талантливых не пропустить. Это основная цель создания Студии анимации в Инновационном культурном центре.

  • Опубликовано в №60 от 7.04.2018
Областная газета Свердловской области