Георгий Юфа: «В музыку меня вернуло…караоке»

  Ольга Дубровина
Георгий Юфа

Георгий Юфа. Фото: Георгий Мамарин

Певец и виолончелист Георгий ЮФА стал всероссийской звездой после того, как принял участие в шоу «Голос» на "Первом канале". Его концерты проходят на сценах лучших залов страны, за плечами у музыканта выступление в Карнеги-холле. Но не все знают, что после окончания консерватории в родном Свердловске Георгий ушёл от музыки совсем в другую сферу...

Мы встретились с Георгием ранним утром в кафе в день концерта. Вечером на сцене Свердловской филармонии он играл виолончельный концерт Антонина Дворжака с Уральским молодёжным оркестром.

Наш разговор начался довольно неожиданно.

- Знаете этот анекдот? - улыбается Георгий. - Музыкант сидит на пересечении Седьмой авеню и 57-й улицы. К нему подходит русский турист и спрашивает: «Извините, вы не знаете, как попасть в Карнеги-холл»? Музыкант: «Знаю, нужно много заниматься». Так вот, это — не про меня.

- В это непросто поверить, тем более если это говорит музыкант, прекрасно владеющий таким инструментом как виолончель...

- Мне повезло: поскольку не нужно было зарабатывать деньги музыкой, я мог себе позволить заниматься ею в своё удовольствие. А что касается выбора инструмента, – много вы знаете детей, способных сделать осознанный выбор? Я не был исключением. Моя мама была связана с музыкой – она преподавала в специализированной школе при Уральской консерватории. Конечно, для нее было естественным, направить сына по этому пути. Во мне что-то разглядели, приняли в подготовительный класс. На семейном совете было решено, что я буду играть на виолончели. Родители не ошиблись, они открыли мне целый мир.

- Позже вы приняли уже своё решение - с музыкой попрощаться?

- После того как окончил консерваторию, я вообще отложил инструмент в сторону – появились другие дела, не связанные с музыкой и творчеством. К ней я вернулся в 2000-е годы, когда очень популярным стало караоке. Помню, были китайские караоке с отдельными кабинетиками, где можно было закрыться с друзьями и петь. Были и другие варианты, где петь нужно было при огромном количестве народа, имитирующего публику в зале. В таких местах можно было встретить музыкантов высокого уровня, и меня начала затягивать эта среда. Получилось, что благодаря караоке я вернулся в музыку.

- Вы участвовали в третьем сезоне популярного шоу «Голос». Советовали бы этот опыт другим музыкантам?

- Шоу «Голос» - телевизионное шоу, а не конкурс талантов. Да, безусловно, это музыкальный проект, но при этом он живёт по законам телевидения. Целью любого телепроекта является создание интриги, пробуждение интереса к персонам, которые находятся внутри этого шоу. Стоит ли идти туда, каждый должен определить для себя сам.

Я был там дважды. Пришёл на первый сезон, прошёл кастинги, а дальше сам отказался участвовать. Не очень понимал, для чего там нахожусь, не видел цели. В следующий раз попал на третий сезон, но уже осознанно. Мы вновь объединились с ребятами в группу, накопили материал, который нужно было показывать. Проект был прекрасной возможностью заявить о себе, вызвать интерес аудитории.

Победителями проекта «Голос» становятся те, кто в большей степени соответствует запросам публики. Поэтому я не ставил сверхзадачи победить. Достаточно было просто побывать там, показать себя. Важно, что проект приносит много положительных эмоций, там хорошие люди, тёплая атмосфера. Я подружился со многими участниками, организаторами и продолжаю с ними общаться.

- На "Голосе" вы пели эстрадные и джазовые композиции, сейчас выступаете с классикой. Считаете ли, что музыкант не должен замыкаться в рамках одного направления?

- Я думаю, это дело вкуса. Любой человек, а музыкант тем более, должен работать с тем направлением, которое ему нравится. В профессиональной музыкантской среде часто обсуждается, кто что в творчестве делает правильно, а что нет. К мнению коллег тоже нужно прислушиваться, чтобы ориентироваться и обладать широким кругозором. Ведь твоя музыка должна быть нужной ещё кому-то, кроме тебя.

- В этот раз в Екатеринбурге вы играете концерт для виолончели с оркестром Антонина Дворжака. Знаем, что это одно из ваших любимых произведений...

- Это одно из лучших произведений, написанных для виолончели. Он совершенно фантастический, необычайно красивый и очень непростой. Это симфония для инструмента и оркестра. Я люблю концерт Дворжака, я его много раз играл, в том числе в Екатеринбурге. Было это пару лет назад в Уральском музыкальном колледже. Мы играли этот концерт с оркестром «Лицей-камерата». Сейчас представилась возможность сыграть с замечательным Уральским молодёжным оркестром под управлением Энхе. До сих пор нахожусь под впечатлением. На мой взгляд, это выдающийся оркестр.

- Вам довелось выступать и в Карнеги-холле. Это мечта многих музыкантов.

- Часто бывает так, что журналисты немножко преувеличивают какие-то истории. Название Карнеги-холл, конечно, вызывает бурю эмоций, хотя это зал, такой же, как зал имени Чайковского или зал Свердловской филармонии. Вообще, это был гала-концерт конкурса «American Protege». Он был организован выходцами из России. По условиям, нужно было прислать свою запись, по которой тебя отбирают для концерта. В нём принимают участие музыканты разного возраста: от пятилетних детей до людей вроде меня, которые поедут, ради того, чтобы сыграть в Карнеги-холле, и ради того, чтобы потом кто-нибудь написал про это (смеётся).

Но сам факт, что я был в Карнеги-холле, ходил за кулисами и выступал на сцене, где до меня побывали величайшие музыканты мира, дорогого стоит.

- Поскольку вы выступали в США, можете ли сказать, чем американская публика отличается от российской?

- Американская публика потрясающая, ведёт себя так же, как и в жизни. Она раскованна, свободна и откликается мгновенно, причём очень искренне. За границей практически всегда встречают тепло. Да что говорить, даже в разных городах России публика отличается. Московская, например, уже пресыщена всем, а в Екатеринбурге, напротив, открытая и толерантная.

- Со своей группой «ROFANO» выступаете?

- Да, мы ведём постоянную работу на протяжении уже двенадцати лет, но с разной степенью интенсивности. Иногда группе нужно брать паузы, чтобы иметь возможность что-то переосмыслить, собрать новый материал. Недавно у нас была такая пауза, но с середины лета мы снова начнём выступать. Кстати, в Екатеринбурге мы тоже уже бывали – играли в Доме офицеров.

- Часто получается выступать с симфоническими оркестрами?

- Существенно реже, чем хотелось бы, но случается. Такие концерты, как екатеринбургский, большая редкость, поскольку играть в сопровождении настолько профессионального оркестра — возможность уникальная.

  • Опубликовано в №77 от 5.05.2018
Областная газета Свердловской области