Театры Свердловской области, рассчитайсь! Итоги прошедшего сезона

  Анна Поздняк, Елизавета Озорнина
«Горе от ума» – последняя премьера «Коляда-театра» в сезоне. Классическая пьеса Грибоедова превратилась в мистическую, но очень яркую картину современной России. Фото: Глеб Махнёв

«Горе от ума» – последняя премьера «Коляда-театра» в сезоне. Классическая пьеса Грибоедова превратилась в мистическую, но очень яркую картину современной России. Фото: Глеб Махнёв

Практически все театры Свердловской области ушли на заслуженные каникулы, значит, самое время подвести итоги прошедшего сезона. А он выдался очень насыщенным. Лидером по посещаемости в регионе стал театр «Урал. Опера. Балет» (Екатеринбургский театр оперы и балета). Этот же коллектив впереди по количеству наград премии «Золотая маска» нынешнего года. Но не только этот театр был на слуху и может похвастаться успехами. Обо всех по порядку.

Музыкальный театр: награды и эксклюзивы

Высочайшую планку Екатеринбургский театр оперы и балета держит далеко не первый сезон. Но при этом с каждым годом наращивает результат. К примеру, в 2015-м этот театр посетили 189 233 человека. Как видим, за три года коллектив сумел увеличить этот результат почти на 17 тысяч зрителей (!).

Давайте разберёмся, в чём секрет такой популярности Оперного. Один из факторов — наличие в сезоне двух «Золотых масок» (и 15 номинаций) – самых высоких театральных наград в нашей стране. Вторая причина – умение театра по-настоящему удивлять новыми постановками, «давать эксклюзив». Таковым можно считать спектакль «Тщетная предосторожность», сценография которого создана главным художником Большого театра России Альоной Пикаловой на основе живописных полотен Винсента Ван Гога. Или балет «Пахита», выпущенный к 200-летию Мариуса Петипа. Попасть на эту зимнюю премьеру было практически нереально.

Экспериментирует театр и с жанрами. Известно, что один из таких сюрпризов ждёт зрителей в марте 2019-го – труппа представит оперу венгерского композитора Петера Этвеша «Три сестры».

— В спектакле будут задействованы одновременно два оркестра, что большая инновация не только для нашего театра, но и для музыкантов всего мира, — рассказывает Андрей Шишкин, директор театра «Урал. Опера. Балет». – Первый состоит из 16 человек, второй — из 50, он будет находиться «выше». В других постановках этой оперы за рубежом второй оркестр был спрятан. Оркестр станет участником событий на сцене. К тому же, режиссёр сделал каждую из сестёр в своей эпохе: Маша — домохозяйка 60-х годов, Ирина — героиня чеховского времени, Ольга — бизнесвумен. Это, конечно, не совсем Чехов, лишь его канва. Но ведь в опере главное – музыка, а не литературный первоисточник.

Поэкспериментировал этот театр в финале сезона и со своим названием. Отныне Екатеринбургский театр оперы и балета именуется как «Урал. Опера. Балет». Дело в том, руководство театра прекрасно понимает – для нашего региона они уже стали настоящим брендом, наряду пожалуй, с «Коляда-театром», и не пользоваться этим странно. Поэтому и выбрали наиболее «звучащее» имя.

И, возможно, в следующем сезоне в связи с ребрендингом стоит ждать от этого театра ещё более внушительных результатов.

Вторую строчку в нашем рейтинге занимает Свердловский театр музыкальной комедии. Спектакли этого коллектива посетили 155 тысяч человек. К слову, вторые они и в «золотомасочных» успехах – награду получила Анастасия Ермолаева («Микадо, или город Титипу») как лучшая актриса в жанре оперетты. Три основных приза коллектив театра взял и на областном фестивале «Браво!», а спектакль «Оттепель» был отмечен в номинации «Приз зрительских симпатий».

8 июля Свердловскому театру музкомедии исполнилось 85 лет: весь следующий сезон пройдёт под знаком этого юбилея.

– Если говорить о прошедшем сезоне, то он выдался непростым, но при этом творчески интересным и продуктивным, – отмечает заместитель генерального директора по организации зрителя Игорь Лейфель. – И завершили мы его громко – премьерой мюзикла «Казанова», которая прошла при аншлаге в конце июня. А сейчас у нас уже полным ходом идёт подготовка к новому сезону – пишутся сценарии, разговариваем со спонсорами – близятся две премьеры «Моцарт и Сальери» и «Вальс о вальсе». Также нам предстоит отчётный фестиваль в Москве, где труппа выступит на сцене Большого театра и в Театре на Таганке.

Ненамного отстаёт от лидеров и Театр музыки, драмы и комедии Новоуральска – у них за сезон побывало 100 829 зрителей. И это тот случай, когда в силу того, что город небольшой, коллектив старается разнообразить свой репертуар не только спектаклями, но и другими событиями.

– За сезон в нашем театре было поставлено семь спектаклей, – говорит Евгений Гаглоев, заведующий литературной частью театра, – из них три детских и четыре взрослых – большой формы. Но помимо этого, мы провели ещё 306 различных мероприятий и дали девять концертных программ.

Драма: аншлаги и зрелищность

Свердловский театр драмы по итогам сезона занимает третье место по посещаемости. При этом в течение года труппа не раз покидала родные стены и отправлялась на гастроли, завоёвывая всё больше зрителей по всей стране. В ушедшем сезоне состоялись большие гастроли в Минеральные Воды. Спектакли театр играл в Каменске-Уральском, Тюмени, Нижнем Тагиле, Североуральске. А Пермь, Москву, Севастополь артисты посетили в качестве участников фестивалей. Кроме того, в конце июня театр успел побывать на гастролях в Хабаровске. В свою очередь, хабаровчане готовят нам ответный визит в начале августа.

А что по содержанию? В этом сезоне Театр драмы сделал ставку на зрелищность. И не прогадал. Репертуар пополнили сразу семь разноплановых спектаклей. В конце мая отгремела премьера спектакля «Вий» по пьесе нашего земляка Василия Сигарева. Этот спектакль ждали с нетерпением: билеты на все четыре показа (именно столько успели дать) «улетали» из кассы моментально. Стоит вспомнить и драму «Дни Турбиных», которая произвела впечатление как на критиков, так и на зрителей. Последней премьерой сезона стал спектакль «Три мушкетёра». Авторы перенесли историю, написанную Дюма, в наши, казалось бы, лишенные духа авантюризма, дни. В данный момент в театре продолжаются репетиции «Чайки», премьера которой состоится в конце августа.

Очень успешным получился сезон для Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка. Труппа сыграла 232 спектакля, которые собрали 74 тысячи зрителей – очень внушительная цифра. И в данном случае большую роль сыграли гастроли – тагильский театр славится тем, что с удовольствием принимает на своей сцене другие, не менее достойные коллективы области и не только, участвует в обменных гастролях.

– Мы считаем, что 72-й сезон выдался таким успешным благодаря большой активности нашего театра, – считает руководитель отдела развития Нижнетагильского драматического театра Елена Боярская. – Нам удалось принять участие в нескольких фестивалях и даже стать главной сценой областного фестиваля «Браво!». Также этом году у нас гастролировала Свердловская музкомедия – один из самых любимых нашими зрителями театров. Билеты на их спектакли раскупили моментально, в первые дни старта продаж.

Но и самому театру есть что предложить тагильчанам. Новый сезон стартует в сентябре, и публике предстоит увидеть как минимум две премьеры: спектакль для взрослых и сказку для маленьких зрителей к Новому году. Какие это будут постановки, художественный руководитель театра пока держит в тайне. А ближайшая встреча актёров со зрителями состоится 11 августа в рамках проекта «Театрград»: в сквере у театра на сцену снова выйдут артисты, также гостей будут ждать мастер-классы.

В «Коляда-театре» – всегда аншлаг, недаром он по праву остаётся самым успешным частным театром в стране. В этом сезоне в театре Николая Коляды побывала 71 тысяча человек. Более того, прошлой осенью в Москве открылся его филиал «Театр новых пьес». А зимние столичные гастроли уже по традиции прошли с ошеломительным успехом. Как же частному театру тягаться с более крупными государственными «коллегами» спросите вы? Количество премьер и постоянные аншлаги этот вопрос снимают.

Также репертуар театра пополняют спектакли для самых маленьких. «Новогодние колядки» – утренники для юных театралов стали уже неотъемлемой частью афиши. Да и летом в театре продолжает кипеть творческая жизнь. В конце июня состоялась премьера спектакля «Горе от ума». С 10 по 12 июля труппа сыграет в Венгрии на Шекспировском фестивале. К тому же, как и раньше, из летнего отпуска «Коляда-театр» выйдет первым – уже 2 августа.

Кстати, в новом сезоне театр ждут перемены: Центр современной драматургии (театр учеников Коляды) покинет стены здания на Ленина, 97 и переедет на Малышева, 145а. Освободившаяся Малая сцена будет полностью принадлежать «Коляда-театру».

– Для Малой сцены в августе-сентября сделаем три маленьких спектакля по моим пьесам, – анонсирует Николай Коляда.

Напомним, что в апреле и мае состоялись премьеры: «Между небом и землёй жаворонок вьётся…» (по пьесам Николая Коляды), а также спектакль по мотивам произведений Николая Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».

Область: эксперименты… и ещё раз эксперименты

Среди театров области, пожалуй, самый яркий сезон получился у Серовского театра драмы им. А.П. Чехова. Шесть номинаций на «Золотую маску», Гран-при Фестиваля театров малых городов, Гран-при фестиваля «Браво!». Да и посещаемость в 32 тысячи в городе с населением порядка 97 тысяч человек – вызывает большое уважение. Могло бы быть ещё больше, но в театре уверены, скатываться до коллектива, который будет только развлекать, они не готовы. Труппе из Серова всегда было важно развитие – создавать такие спектакли, которые заставляли бы людей не на шутку задуматься. Эксперименты с материалом, формами, жанрами, декорациями – всего этого много было в прошедшем сезоне. Они рисковали, и риск принёс им победу – зрительскую и фестивальную.

Сезон Серовский театр завершил 8 июля спектаклем «Бабочки свободны». А вернётся на сцену труппа уже 24 августа с долгожданной премьерой «Мама на востоке».

Ярким экспериментом – спектаклем «Девочка из переулка. Хэллоуин» запомнится прошедший сезон и каменцам. Мы его посмотрели на фестивале «Браво!», и даже публика в столице Урала была слегка шокирована.

– Это особенный спектакль, потому что в основе пьесы лежит триллер, – поясняет Людмила Матис, художественный руководитель театра «Драма номер три» (Каменск-Уральский), – реакция зрителей на него разная. Некоторым очень любопытно, некоторые пугаются во время просмотра. Кто-то не очень принимает жанр, но нам повезло с этим спектаклем, потому что мы с ним попали сразу на несколько фестивалей. А вообще, у нас две постановки-лидера, на которые билеты расхватывались за два месяца до показа — это спектакль «Лодочник» режиссёра Галины Полещук (она же ставила и «Девочку из переулка. Хэллоуин») и работа по повести «Завтра была война»Бориса Васильева. К новому сезону у нас уже идут репетиции по пьесе УильямаШекспира «Двенадцатая ночь» (режиссёр из Санкт-Петербурга Галина Жданова).

  • Опубликовано в №121 от 12.07.2018
Областная газета Свердловской области