Наши клоуны: «Без носков» с «Сосновой шишкой»

Выступление клоунского трио на фестивале во Франции

Французские зрители встретили уральцев настороженно, но в итоге оценили по достоинству Фото: Из личного архива Артёма Бабинова

Екатеринбургский коллектив «Без носков» стал обладателем золотой «Сосновой шишки» («Pomme de Pin» Or) – главного приза XIX международного фестиваля циркового искусства во французском городе Сен-Поль-ле-Дакс. 

Во Францию уральские клоуны прилетели из Владивостока, где находились на гастролях, и уже вернулись обратно. На Дальнем Востоке и застал звонок корреспондента «Областной газеты» одного из участников шоу-группы «Без носков» Артёма Бабинова

– Артём, поздравляем вас и ваш коллектив с победой. Ожидали, что вояж во Францию окажется таким успешным?

– Спасибо. Когда собирались на фестиваль, особо не задумывались, но когда приехали и увидели программы других участников, то о победе, если честно, даже не мечтали, потому что уровень показанных номеров был очень высоким. К тому же мы привыкли, что в России на наши выступления обычно с самого начала очень бурно реагируют, а там публика оказалась довольно сдержанная. Сначала внимательно рассматривали, как бы знакомились. И большая для нас была неожиданность, когда мы работали в рамках фестиваля на детском шоу. У нас обычно, если по роли у тебя что-то не получается, то ребята смеются, поддерживают аплодисментами, а там сразу начинают освистывать, гудеть.

– Сколько номеров показывали на фестивале?

– Подготовили четыре, но выступали в итоге с тремя – «Фотоаппарат», «Доска» и музыкальная реприза «Рок». Их можно посмотреть в Интернете, правда, записи уже старые, а в цирковые репризы часто со временем вносятся какие-то изменения.

– Коллектив ваш как давно существует?

– С 2008 года, когда мы ещё учились в Екатеринбургском театральном институте на одном курсе. Из них почти пять лет работаем в клоунаде. Почему именно этот жанр выбрали? Так сложились звёзды. В клоунаде соединяются все цирковые и не только цирковые жанры – тут необходимо и актёрское мастерство, и акробатика, и жонглирование, и владение музыкальными инструментами. Что-то умели, чему-то научились, а чему-то учимся и по сей день.

– То, что клоунада – один из самых сложных цирковых жанров, это без сомнения. Есть для вас какие-то авторитеты в профессии?

– Конечно есть. Если брать классику, то это Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Хуш-ма-Хуш. Анатолий Марчевский – наш друг и старший товарищ. Но так получается, что некоторые недавние авторитеты со временем становятся конкурентами. Например, недавно на очень сложном фестивале в Санкт-Петербурге мы получили бронзовую награду, а известнейший во всём мире клоун Хуш-ма-Хуш не получил ничего. А вообще нам очень нравится работать с известными клоунами на одной площадке, чему-то учимся у них. Но и у нас есть свои преимущества.

– Какие, например?

– Это как с новыми «айфонами» (смеётся)… Когда выходит новая модель, весь интерес, разумеется, переключается на неё. Сейчас юмор стал совсем другим. И всё надо делать быстрее. Если сейчас сделать один в один репризу Никулина и Шуйдина, то никто уже не будет смеяться. Разве что люди старшего поколения.

– А было что-то такое в старой клоунаде, что ушло, и вам жалко, что этого нет?

– Раньше было больше лирики. А сейчас, если брать не лучших представителей профессии, а среднего современного клоуна – это танцы, хлопочки, удары и падения. У старых клоунов в каждой репризе обязательно была какая-то история.

– Какие дальнейшие фестивальные планы?

– Мы участвовали в девяти фестивалях, на шести получали медали – три бронзы, два серебра и вот сейчас первое золото. Самый известный в цирковом мире фестиваль проходит в Монте-Карло. Попасть туда очень сложно – только когда организаторы фестиваля обратят на вас внимание на нескольких престижных конкурсах и лично пригласят. На следующий, в январе 2019 года, нас пригласили.

– Приглашение на фестиваль в Монте-Карло – это почти награда.

– Я бы сказал так – номинацию на цирковой «Оскар» мы уже получили.

КСТАТИ

Своё оригинальное название участники коллектива объясняют так: «Ещё учась в театральном институте, мы начинали с экстрим-шоу, ходили по стёклам. И однажды, когда перед выходом на сцену ведущие спросили как нас представить, мы сказали первое, что пришло в голову: «Без носков». 

  • Опубликовано в №210 от 15.11.2018 
Областная газета Свердловской области