Дизайн-революцией – по визуальному хаосу

Приезжие эксперты при составлении доклада «Екатеринбургский пульс. 2019» назвали Екатеринбург городом заборов, визуальный хаос, который царит в городе, для них был очевиден. Фото: Павел Ворожцов

Приезжие эксперты при составлении доклада «Екатеринбургский пульс. 2019» назвали Екатеринбург городом заборов, визуальный хаос, который царит в городе, для них был очевиден. Фото: Павел Ворожцов

Первая редакция доклада «Екатеринбургский пульс. 2019» была представлена в Президентском центре имени Бориса Ельцина. Подготовлен документ по инициативе городского управления культуры Екатеринбурга. 

Исследование продолжалось полгода и в релизе управления культуры администрации Екатеринбурга было названо самым масштабным за всю историю города. Правда, руководитель этого ведомства Татьяна Ярошевская уточнила в беседе с корреспондентом «Областной газеты», что оно же и первое. То есть менее масштабных не было.     

Окончательный вид доклад приобретёт после корректировок, которые в Интернете на сайте проекта может внести любой желающий (и знающий, как сделать лучше) и обсуждения на форуме «Культуралика», который состоится в Екатеринбурге в феврале 2019 года.

Над текстом работала большая группа экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга во главе с продюсером и режиссёром, бывшим директором фестиваля «Золотая маска» Эдуардом Бояковым (кстати, ровно в то время как Эдуард Бояков в конференц-зале Ельцин Центра представлял исследование возглавляемой им группы, информационные агентства сообщили, что он назначен художественным руководителем МХАТа имени Горького. Возглавлявшая театр с чайкой на эмблеме с 1987 года Татьяна Доронина получила почётную должность президента МХАТа. – Прим. «ОГ»).

Первый вопрос, которым обязательно задастся человек, скептически настроенный – а надо ли было привлекать, причём наверняка за немалые деньги, людей из двух столиц? Казалось бы, кто лучше нас самих, живущих в Екатеринбурге, знает о его проблемах? И рациональное зерно в этом сомнении, конечно, есть. Но в то же время действительно нужен и важен был экспертный взгляд со стороны. Потому как мы сами к достижениям своим относимся порой как к само собой разумеющемуся, считая, что всё лучшее где-то там, где нас нет. Да и недостатки воспринимаем как должное, просто иной раз не подозревая, что может быть иначе.

Мы так часто повторяем строчки Александра Твардовского про «опорный край державы», что они уже потускнели как давно нечищенное фамильное серебро. Но тот же Эдуард Бояков настаивает, что Екатеринбург в сознании жителей города, да и всех россиян должен стать не только промышленным, но и культурным центром. Огромный потенциал для этого есть, однако есть и системные ошибки в его использовании. И именно этот потенциал должен стать движущей силой качественного рывка в развитии города, а не перспектива проведения крупных международных мероприятий. Золотые слова! Ведь для себя живём, а не для того, чтобы провести несколько матчей чемпионата мира по футболу или ЭКСПО.

По большому счёту именно благоприятная для жизни культурная среда – это то, ради чего работают фабрики и заводы, выпускаются тонны стали и чугуна. Вложения в культуру – это всегда вложения в завтра, отдача от которых будет в лучшем случае через пять-десять лет. Но завоевать симпатии избирателей и расположение начальства любая местная власть хочет как можно быстрее, и в этом её можно понять. Однако пример Сергея Собянина, преобразившего культурный облик Москвы, показывает, что такая задача выполнима.

Авторы доклада «Екатеринбургский пульс. 2019» детально разбирают различные аспекты проявлений культуры. Первая редакция объёмом в 500 страниц доступна в Интернете, но пока мы можем оценивать доклад только по тому, что было сказано в конференц-зале Ельцин Центра. И на данный момент есть ощущение, что не все эксперты поработали одинаково эффективно. Не обошлось без тех, кто, видимо, готовясь к предстоящим новогодним праздникам, уже примерил карнавальный костюм Капитана Очевидность. Так, к примеру, руководитель Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Иванов почти все отведённые ему пять минут обстоятельно рассказывал о выдающихся успехах российского кино в целом и якутского (?) в частности, а после настойчивой просьбы из зала сказать уже хоть что-нибудь про Екатеринбург сообщил, что… бренд третьего киноцентра страны нашим городом утерян, и в его возрождении должен сыграть свою роль региональный Союз кинематографистов. И для такого неожиданного вывода эксперту понадобилось полгода кропотливой работы?         

Но справедливости ради надо отметить, что и дельные рекомендации тоже есть. Например, эксперты отметили, что культурная политика в городе не согласована на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что очень тормозит развитие города. Сюда же можно отнести отсутствие внятной фестивальной политики. В городе проводится множество интереснейших фестивалей, в том числе международного уровня, но нет ярко выраженного фестивального лидера, который стал бы привлекательной визитной карточкой города (в качестве примера приводился Дягилевский фестиваль в Перми). 

Авторы доклада настаивают, что Екатеринбург по своему потенциалу может и должен быть третьей столицей страны. Впрочем, порядковое числительное здесь достаточно условно, современная тенденция такова, что сейчас столичные функции распределяются по нескольким крупным центрам. Эдуард Бояков считает, что Екатеринбургу не надо ничего доказывать (попытки Санкт-Петербурга что-то доказать Москве – есть первый признак провинциальности), надо просто быть одним из таких центров. Например, как заметил екатеринбургский эксперт Александр Зиновьев, Екатеринбург уже сейчас один из мировых лидеров по проникновению в Интернет, по производству компьютерного «железа» и программ. А вот в пользовании Всемирной сетью мы пока значительно уступаем. Есть и другая проблема – утечка мозгов. При равенстве зарплаты уникальные специалисты выберут Москву или Санкт-Петербург, обладающие лучшей инфраструктурой или, иначе говоря, той самой культурной средой. 

Ну и наконец два пункта, в справедливости которых может убедиться каждый житель города, независимо от уровня культурных познаний. 

– На архитектурном уровне Екатеринбург – это город заборов, – заметил Эдуард Бояков. – Отсюда и ментальная разделённость людей. При этом, возможно, самый главный и непроявленный капитал города – это парки. По количеству небоскрёбов Екатеринбург никогда не догонит Нью-Йорк или промышленные центры Китая и Малайзии, но может удивить мир парками, созданными в уникальном «месте силы» – на рубеже Европы и Азии. 

Эксперты называют Екатеринбург городом контрастов в котором наряду с современными зданиями и модными магазинами встречается самый откровенный "рекламный трэш" Фото: Павел Ворожцов

И уж наверняка найдут отклик в душе каждого екатеринбуржца слова эксперта о визуальном хаосе в городе. «Екатеринбургу нужна дизайн-революция», – заявил Эдуард Бояков, при этом опять же сославшись на пример Сергея Собянина, который сделал, казалось бы, невозможное, победив за короткий срок визуальный хаос в Москве. «Но нужно идти ещё дальше», – добавил эксперт.    

– Это исследование совершенно точно позволит начать диалог всех заинтересованных сторон – власти, общества, самих творческих людей, – отметила в беседе с корреспондентом «Областной газеты» начальник управления культуры администрации Екатеринбурга, одна из авторов доклада Татьяна Ярошевская. – А после диалога будет действие. Я в этом убеждена.

  • Опубликовано в №225 от 06.12.2018 
Областная газета Свердловской области