Битва титанов: уживутся ли в Екатеринбурге две концертные суперплощадки?

Конгресс-центр VS Филармония

В иллюстрации использованы фото Павла Ворожцова и эскиз Архитектурного бюро Захи Хадид

Уже на следующей неделе выступлением Анны Нетребко, Юсифа Эйвазова и Уральского академического филармонического оркестра в Екатеринбурге официально откроется многофункциональный зал Конгресс-центра. Этот объект, по словам тех, кто занимался его созданием, на данный момент должен стать главной концертной площадкой региона и одним из лучших залов страны. Тем временем продолжается активная подготовка к строительству нового зала Свердловской филармонии. Это тоже очень амбициозный и крайне долгожданный проект. Но теперь возникает резонный вопрос – нужны ли области сразу две крупные концертные площадки, тем более что обе легли на плечи регионального бюджета.

В большом концертном зале столица Урала нуждается очень давно. Поп и рок-звёзд, как правило, отправляют на площадки с большой вместимостью – в Екатеринбурге это «Уралец» и ДИВС – та и другая могут принять до 5 000 зрителей. Есть, конечно, реконструированный футбольный стадион с трибунами на 33 000 мест, но на «Екатеринбург Арене» пока было разрешено только выступление «Ленинграда». А если говорить о концертах, скажем, оперных исполнителей, то с акустической точки зрения не подойдёт ни одна из перечисленных площадок.

В битве за центр проиграли время

Свердловская филармония имеет серьёзнейший авторитет в профессиональных кругах, поэтому ей под силу привозить музыкальных звёзд первой величины, причём не только отечественной, но и зарубежной сцены. Наш прославленный пианист Денис Мацуев любит повторять, что в Екатеринбург он приезжает, потому что здесь находится прекрасная команда – высокопрофессиональный оркестр, Дмитрий Лисс (дирижёр УАФО) и Александр Колотурский (директор Свердловской филармонии).

Однако вместимость зала филармонии ограничивается 700 местами, отсюда высокие цены на билеты, которые, впрочем, тоже разлетаются крайне быстро. Чтобы дать возможность услышать популярных исполнителей как можно большему количеству людей, филармонией были придуманы виртуальные концертные залы, которые сегодня функционируют по всей области. Также филармония принимает фестиваль «Безумные дни», одно из его главных преимуществ – демократичные цены на все концерты, включая топовых артистов. Но всё-таки от идеи большого современного зала филармония не отказывается.

Не отказываются от этого и власти. В сентябре 2018 состоялся конкурс архитектурных проектов нового концертного комплекса, в котором победил эскиз знаменитого на весь мир Бюро Захи Хадид. А это значит, новый зал мог и до сих пор может стать одним из самых ярких архитектурных сооружений города. Очень долго шли споры о том, в каком месте будет возведён новый зал. Филармония настаивает на том, что это должен быть центр города, а ещё лучше – сад Вайнера (прямо за главным зданием филармонии). Это было бы и удобно, и логично – рядом репетиционный корпус и вся необходимая инфраструктура, но… Как всегда в таких историях не обходится без НО. На этом месте находится жилой дом, в котором ещё осталось несколько собственников. Да и после истории с протестами по храму, идея любой масштабной стройки в центре встречается общественностью крайне настороженно.

Обсуждался вариант со строительством нового зала за пределами центра Екатеринбурга, где вроде как и место есть, и проблем меньше. Филармония на это не пошла, однако в какой-то момент стало ясно, что к возможной выставке ЭКСПО в районе Кольцово всё-таки появится такой зал, но уже без филармонии. Речь как раз о нынешнем Конгресс-центре.

Конгресс-центр VS Филармония 

Утопия или лучший зал страны?

Впрочем, как говорил в интервью E1 в 2016 годуАлександр Колотурский, у «Конгресс-центра» и нового зала филармонии могло быть много общего: «Меня ведь как-то приглашали туда, но я отказался, так как это утопия. Они взяли концепцию «Крокус-центра» (Москва. – Прим. «ОГ»), но там инвесторы построили метро. А у нас что?», – комментировал Александр Николаевич.

Справедливо? Вполне. Удалённость от центра города – пожалуй, самая большая проблема Конгресс-центра. Если добираться на такси, то в лучшем случае поездка туда и обратно обойдётся вам в 1 000 рублей. Да, во время крупных мероприятий, вроде ИННОПРОМа, пускают бесплатные шаттлы до метро, но на концертах их не будет. И никто не отменял пробки, обычно во время крупных мероприятий в «Екатеринбург-ЭКСПО» это неизбежно. Организаторы всё это понимают, и в день выступления Нетребко и Эйвазова принято решение открыть второй въезд на территорию Конгресс-центра (с Сибирского тракта). Но поможет ли это? Скоро узнаем.

Ещё один параметр, по которому, согласно мнениям скептиков, Конгресс-центр должен был проиграть новому комплексу филармонии – загруженность зала. Ему пророчили не больше пяти концертов в год. А мы уже сказали об авторитете Свердловской филармонии, который нарабатывался годами безупречного менеджмента и мастерства музыкантов – сегодня она может заполучить практически любого топового исполнителя. Конгресс-центр этим похвастаться не может.

Но не будем забывать, что в Конгресс-центре – многофункциональный зал-трансформер. Что это значит? Он может принять не только музыкальные события любого масштаба, но и развлекательные и спортивные мероприятия.

– Сразу же с момента ввода Конгресс-центра в эксплуатацию он стал полноценным игроком на рынке, – говорит Сергей Васильев, PR-менеджер ОАО УВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО». – Судите сами, только в этом году, помимо концерта Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова и встречи выпускников КВН, мы примем чемпионат мира по боксу, также на нашей сцене состоится выступление примы-балерины Мариинского театра Дианы Вишнёвой в спектакле «Сны спящей красавицы». А ещё концерты «БИ-2», Полины Гагариной, творческий вечер Игоря Крутого, ледовое шоу от Цирка дю Солей.

Что же, впечатляет. Но ложка дёгтя в этой патоке – цена на билеты. Зал рассчитан на 5 000 зрителей, и даже несмотря на столь большую вместимость, цена билетов на первые два события начинается от пяти тысяч рублей. И как вы понимаете, за пять тысяч вам придётся сидеть на верхнем ярусе (всего в зале их 4), далеко от сцены.

Зал филармонии планируется не таким масштабным – на 1 600 мест, но при этом Александр Колотурский обещал, что в связи с открытием новой площадки билеты на музыкальные концерты подешевеют.

– Да, мы анонсировали, что цена билетов на наши мероприятия станет меньше в два раза, так и будет. Но надо понимать, что речь идёт о концертах, подобных тем, что идут в филармонии сейчас. Не исключено, что в новом комплексе нас ждут выступления и другого уровня, там цены могут быть выше, – прокомментировал «Облгазете» Александр Николаевич.

К слову, билеты в филармонии и сейчас дешевле, чем в Конгресс-центре. Так, на выступление знаменитого пианиста Михаила Плетнёва с симфоническим оркестром можно попасть, купив билет от 3 000 до 10 000 рублей. Максимум на Нетребко и, к примеру, на Крутого в Конгресс-центре – 50 000 и 45 000 рублей соответственно.

Где акустика на первом месте

Ещё одно преимущество филармонического зала – акустика. Хотя, конечно, на данном этапе сравнить два объекта по этому параметру почти невозможно: в Конгресс-центре оценить звук нам выпадет возможность только через неделю, про новый комплекс филармонии мы и вовсе говорим только в теории. Но представители и того, и другого зала уверяют, что в этом показателе они будут одними из лучших в стране.

В Конгресс-центре установлено 76 потолочных и 64 настенные колонки, работает двойная система объёмного звука, акустикой занимались российские и зарубежные специалисты. По описанию – очень даже неплохо. Но для филармонии акустика всё-таки будет на первом месте, и смеем предположить, что в этом параметре она должна значительно обойти Конгресс-центр.

–  У нашего зала будет очень качественная акустика, – говорит Александр Колотурский. – Больше скажу, из-за этого параметра он в первую очередь и нужен городу. Заниматься акустической системой будут те, кто имеет очень серьёзный опыт строительства подобных концертных залов, а такие специалисты пока есть только за рубежом.

Конгресс-­центр

Концертный комплекс филармонии

Расположение

+

Цена билетов

+

Загруженность

+

+

Акустика

+

Вместимость

+

Парковка

+

+ - преимущества

***

Если подводить небольшой итог нашего анализа, можно с уверенностью сказать, что у двух этих залов разный функционал и разные задачи. Станут ли они конкурентами – не уверены, по крайней мере, если будут работать в той системе координат, которую обозначают сейчас.

Будущий конкурент

Если заглядывать в недалёкое будущее, то Конгресс-центр скорее схлестнётся за мероприятия и публику со строящейся Ледовой ареной УГМК, напомним, она будет возведена в центре, да и вместимость у неё будет больше в три раза – 15 000 мест. Новая арена тоже будет трансформером, принять сможет как крупные спортивные соревнования, так и развлекательные шоу и концерты. И вот тогда публика будет выбирать, равно как и исполнители. А если мы говорим о звёздах уровня Мадонны, Стинга или Элтона Джона, то пятитысячник далеко за пределами центра вряд ли сможет выдержать конкуренцию многофункциональной арены в сердце Екатеринбурга.

  • Опубликовано в №152 от 24.08.2019 под заголовком «Конгресс-центр VS Филармония »
Областная газета Свердловской области