Демидовы знали толк в… рекламе  16 фото

Из всех видов уральской росписи лаковая роспись по металлу имеет в наши дни больше всех продолжателей и самую громкую славу за пределами региона. Главным фактором, который повлиял на становление уральской живописи, стало развитие горнозаводской промышленности в начале XVIII века: тогда появилась новая техника, связанная с обработкой металла. В это же время появилась лаковая роспись по металлу, родиной которой считается Нижний Тагил.

Металл – лучшая «почва» для розы

Мы отправляемся туда, чтобы встретиться с мастерами, которые сегодня сохраняют традиции и продолжают развивать это искусство. «Тагильская артель», которая сегодня относится к одному из подразделений «Евраз НТМК», – это группа из шести художниц-росписисток, каждая из которых уже более 20 лет занимается этим промыслом. Их цех находится на территории Старого Демидовского завода. Поднимаемся по чугунной лестнице демидовских времён – и мы в цеху по изготовлению знаменитого тагильского подноса. На стенах – изделия разных форм, размеров и сюжетов. Но только треть всех подносов здесь посвящена знаменитой тагильской розе. Остальное – сюжетная роспись.

– Наша тагильская роспись начиналась не с цветов, как многие думают, – рассказывает одна из художниц Светлана Попова, не отрываясь от работы. – Сначала была сюжетная роспись. За основу брались привозные картинки, которые продавались на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. В основном это были сцены из барской жизни, пасторали, библейская тематика. Что барин заказывал, то и выполняли, а точнее, срисовывали. В музеях есть подносы, где скопированы узнаваемые картины художников XVIII-XIX веков. Есть поднос со слонами: естественно, художники живьём их не видели, но на ярмарке была какая-то картинка с ними – так вот, на подносе они как столбики, очень смешно. У этих художников ещё не было образования, писали по наитию. А вот у знаменитых Худояровых* художественное образование уже было…

*Четыре поколения Худояровых прославились росписью подносов и секретом «стеклянного» лака. Родоночальник – Андрей Худояров (1722-1804)

Первые изделия, связанные с деятельностью семьи Худояровых, появляются в 1770-х годах. В то время Демидовы построили листобойный цех – научились делать тонкий металл, сюда за ним приезжали даже из Европы, потому что не могли освоить эту технологию. А когда этого металла стало много, начали делать столики, другие изделия – это была прекрасная реклама демидовского металла.

В 1806 году Николай Никитич Демидов открывает в городе живописное училище, а в качестве преподавателя приглашает выпускника батального класса Императорской академии художеств. Зачем это было нужно Демидовым? Опять же для рекламы. В этот период начинается острая конкуренция уральского металла с западно-европейским – более дешёвым, но менее качественным.

Тагильский поднос сегодня отличает фирменный фон - с помощью бересты мастера делают «чернь» - коптят слой краски, для того чтобы добиться необычного эффекта. Процесс очень трудоёмкий, художники «Тагильской артели» практически единственные, кто это делает. Фото: Наталья Шадрина

– Сначала в живописной школе обучались только мальчики, – подхватывает художница Надежда Петухова, – они рисовали разные сюжеты. Но сюжетная роспись была дорога, и чтобы упростить и удешевить изделия – придумали цветы, к ним стали допускать и девочек – их называли писаки.

К началу XX века случился полный упадок промысла. В этот момент набрали силу мастера жостовского подноса (деревня Жостово Московской области). В 1929 году с жостовским мастером даже был подписан договор о том, что он приедет на Урал и будет обучать тагильчан – и это при том, что изначально тагильские подносы и старше, и совершеннее. Специалисты говорят, что это была даже не жостовская, а московская, при том не самого лучшего качества, роспись. Только представьте, на Урале она культивировалась на протяжении 50 лет…

– В 1974 году вышло поставление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», – рассказывает Александр Максяшин, ведущий эксперт Свердловского областного художественно-экспертного совета при правительстве Свердловской области по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремёслам. – В связи с чем сотрудники московского Научно-исследовательского института художественной промышленности ездили по всей стране и курировали разные виды промыслов. На Урал приехал Василий Барадулин – исследователь урало-сибирской росписи по дереву и бересте. Здесь он познакомился с лаковой росписью по металлу и понял: традиционную уральскую роспись нужно возрождать, пока ещё не стало совсем поздно – в цеху завода «Эмальпосуда» осталась всего одна мастерица, которая владела умением выписывать знаменитый двухцветный мазок – Агриппина Афанасьева

Художница Ирина Заруцкая расписала поднос для очередной выставки. Ирина – лауреат премии «Мастер года», её фирменный цветок – нарцисс, стилизованный под уральскую роспись. Фото: Наталья Шадрина

Агриппина передала секреты своим ученицам и исследователям, и исконно уральская роспись стала возрождаться. В подносном цеху завода «Эмальпосуда», где в те годы трудились более 150 человек, творческая группа работала над разнообразием цветков, фруктов, ягод, птиц, орнамента, разрабатывала колористику и композицию. Ввели цветной фон (раньше он был только чёрный), что вызвало ещё больший интерес к новым изделиям. Слава о тагильском подносе зазвучала на всю страну.

Дополнение: После публикации в «ОГ» этого материала к нам в редакцию обратился бывший главный художник завода «Эмальпосуда» Геннадий Бабин, который в своё время возрождал традиционную тагильскую роспись, и рассказал свою историю о расцвете и упадке тагильского подноса.

Бренд или обуза?

Очередной спад промысла, который длится и по сегодняшний день, пришёлся на начало 90-х.

Сейчас в Нижнем Тагиле росписью подносов занимаются четыре фирмы, самая большая из которых – как раз «Тагильская артель» (6 художников). На самом деле мастеров, владеющих уникальной техникой лаковой росписи по металлу, гораздо больше, но рабочих мест для них нет. Впрочем, и «Тагильская артель» переживает сегодня свои худшие времена. Здание, в котором она располагается, принадлежит администрации города, и сейчас решено мастеров оттуда переселить в цеха предприятия «Евраз НТМК». Пока артель находилась на Старом Демидовском заводе, у художников была возможность проводить мастер-классы, водить экскурсии по своему цеху, а главное – продавать изделия туристам, которых тут много. На металлургическом комбинате – жёсткая пропускная система, а это значит, что посторонние (экскурсионные группы, покупатели) в цех не попадут.

Не говоря уже о том, что из-за оптимизации на предприятии артель лишают ещё двух рабочих мест – что опять же будет губительно для мастерской, ведь как и в любом промысле – каждый здесь отвечает за определённый участок работы.

Мастера надеются лишь на то, что власти, которые считают тагильский поднос брендом и гордостью города, услышат их, и оставят на прежнем месте. А ещё включат эту замечательную мастерскую (куда и раньше с удовольствием приезжали гости со всей страны и мира) в туристический маршрут нашей области. Это будет первым шагом к формированию рынка сбыта…

Тонкости росписи

Фото: Наталья Шадрина

В «Тагильской артели» мастера осуществляют все этапы создания тагильского подноса. Сегодня это редкость, поскольку в основном художники рисуют на дому, а сушить и лакировать подносы приходят в артель.

– Мы с Ириной Заруцкой учились в одной группе в училище у Агриппины Васильевны Афанасьевой, поясняет Надежда Петухова. – Она нам показывала, как краску правильно набирать, как кисть готовить, как писать эту знаменитую тагильскую розу и как собирать сам букет. Самое главное – живопись должна выполняться в несколько приёмов – или прописок, а после каждого следующего слоя идёт просушка и зачистка – по традиции многослойность чувствоваться не должна.

– Кисти мы храним в морозилке, чтобы не высохли, – возвращается с инструментами и палитрой художница Ирина Заруцкая. – А ещё, когда новую кисточку берёшь, обмакиваешь её в растительное масло – нужно сидеть и выбирать жёсткие ворсинки – это тоже Агриппина Васильевна учила, – вот так выискиваешь жёсткую ворсинку, прижимаешь её кончиком и вытаскиваешь. И так каждую кисточку – а для работы их нужно 15 минимум. У кисточки есть острый кончик и пяточка – это обязательно. На кончик – светлую краску, на пяточку потемнее. Это и есть знаменитый уральский двухцветный мазок, который одновременно и форму строит и пишет бликовку – придаёт объём.

– Кроме двухцветного мазка от изначальной примитивной росписи не осталось практически ничего, – продолжает Ирина Заруцкая, – Не потому, что не умеют, а потому, что искусство должно развиваться. Поначалу мы так и рисовали три цветочка, причём той краской, которая просто была на заводе – как правило, синей, зелёной и красной. Жёлтую краску, например, было практически не достать. А сейчас – глаз радуется, какую красоту порой девчонки пишут. Если бы роспись не развивалась, не появилась бы на наших подносах и знаменитая рябинка. Ведь в 80-х придумала её художница из нашего цеха – Тамара Юдина. Теперь все думают, что это традиционный узор.

Областная газета Свердловской области
Эти подносы, а точнее металлические панно, подготовлены для выставки на комбинате. Сейчас таких практически не делают, они были популярны во времена Худояровых - чеканили их вручную. Раньше такой поднос назывался скатертью. Фото: Наталья ШадринаОбратите внимание, как художник держит кисть – не как ручку, а так, чтобы её можно было вращать. Это помогает сделать знаменитый двухцветный мазок. Фото: Наталья ШадринаПри создании тагильской розы должна быть точно соблюдена очередность выполнения всех этапов. Когда цветок уже почти готов, художник завершает его проработкой серединки, а также с помощью "чертёжки" подчёркивает объём розы. Фото: Наталья ШадринаПри составлении традиционного букета на подносе обязательно должны быть три более крупных цветка, средние цветочки и мелкие элементы, которые композиционно завершают весь букет. А если это творческая работа, то художник может отступать от канонов. Фото: Наталья ШадринаПеред тем, как покрыть поднос первым слоем краски, её нужно тщательно отфильтровать, чтобы в пистолет не попало мелких комочков - к слову, технология сохранилась со времен Демидовых. Фото: Наталья ШадринаПосле нанесения основного рисунка и сушки поднос покрывают лаком. В этот момент в лакировочной камере должна быть идеальная чистота, а так как в цеху отсутствует водоснабжение, Ирине, чтобы тщательно всё вымыть, нужно принести с речки четыре ведра воды. Фото: Наталья ШадринаПосле первого покрытия лаком необходимо сделать зачистку. Это нужно для того, чтобы убрать с поверхности крупные соринки. Первый этап - лезвием нужно срезать соринки. Ирина говорит, что этот инструмент сейчас уже исчезает с прилавков магазинов. Фото: Наталья ШадринаВторой этап зачистки - шлифовка. Здесь нужно приложить силу, специальные губки мастера покупают в автомагазинах. Фото: Наталья ШадринаРаньше краску коптили свечой, такая техника называлась "черепашка" - узор был похож на панцирь. Теперь "чернь" делают с помощью бересты. Фон может быть разных цветов - наиболее эффектно выглядит фон, сделанный "под малахит". Фото: Наталья ШадринаСушильная камера или печь. Оптимальная температура для сушки подносов +50 градусов С. Фото: Наталья ШадринаЦветочник - художник, который пишет цветы, качественно может делать по два подноса в день. На пейзаж в среднем уходит три дня. Сюжетная роспись ещё сложнее, одна из художниц делает поднос с изображением Авроры уже восемь месяцев. Фото: Наталья ШадринаЧасто художники работают на заказ - пишут тот материал, который просит покупатель. Самый дешёвый поднос здесь стоит 550 рублей. Самый дорогой - 3200. Те, что готовят для выставок - ещё дороже. Фото: Наталья ШадринаМастера "Тагильской артели" уверены, их место - на Старом Демидовском заводе. Помимо подносов в их цеху ещё одна достопримечательность - демидовская чугунная лестница. Фото: Наталья ШадринаПоднос художницы Ирины Смыковой, которая сегодня работает на дому. Сюжетная роспись. Фото: Наталья ШадринаБольше всего Ирине Смыковой в росписи удаются диалоги - это уже её фирменный знак. В начале творческого пути Ирина обращалась к сюжетам, сделанным на старинных уральских сундуках. Фото: Наталья ШадринаЭтот поднос Ирины Смыковой ещё находится в работе, но уже сейчас от него не оторвать взгляд. Фото: Наталья Шадрина