Исцеляющая сила любимого города. Екатеринбургу посвящается…

  Мария Блинова
Фото: Галина Соловьёва

Фото: Галина Соловьёва

В Доме Поклевских-Козелл состоялось открытие выставки картин екатеринбургской художницы Аси Чашкиной «Посвящение…». Проект подготовлен ко Дню города Екатеринбурга.

Художник и дизайнер интерьера Ася Чашкина – коренная екатеринбурженка в нескольких поколениях. В старших классах она выполнила работу по изучению архитектуры Екатеринбурга периода классицизма. Руководителем и рецензентом Аси был кандидат искусствоведения Анатолий Раскин, он очень высоко оценил её труд. Это подтолкнуло художницу к поступлению в Уральскую государственную архитектурно-художественную академию, которую она окончила в 2004 году. В качестве дизайнера она занималась реализацией проектов в Москве и на Урале.

Несмотря на владение компьютерными программами, Ася Чашкина никогда не переставала писать картины от руки. Первая её работа – портрет бабушки, который она сделала в 4,5 года. Кроме того, художница на себе испытала доказанный учёными факт о том, что искусство может врачевать.

– Три года назад мне был поставлен тяжёлый диагноз – онкология. И рисунок, живопись – это то, что сопровождало меня более года в больничной палате, то, благодаря чему я не потеряла рассудок, – рассказывает Ася. – Мне пошли навстречу и позволили принести в больницу необходимые материалы. Я не расставалась с кистью и карандашом на протяжении всего лечения.

Над циклом «Посвящение…» художница начала работать в 2017 году в больничной палате. Первая картина в серии – ротонда на берегу Городского пруда. Когда Асе удавалось вырваться из больницы, она фотографировала окрестности Екатеринбурга, а потом писала.

– Я тосковала, мне хотелось пройтись по улочкам родного города, полюбоваться особняками и старинными зданиями, как я любила это делать, когда была здоровой, и что сейчас с удовольствием делаю, – говорит Ася.

С документами она работала столько, сколько ей позволяло время. В архиве художница могла «пропасть» на семь или десять дней. Она искала интересные ракурсы, знакомилась с наиболее подробными по качеству фотографиями. В том числе – со снимками Вениамина Метенкова, которые также представлены в экспозиции.

Фото: Галина Соловьёва

На открытии выставки художница вместе со своей подругой предстала в платье эпохи XIX века, чтобы погрузить посетителей в атмосферу того времени. Многие из работ связаны с воспоминаниями Аси: в здании Уральского научно-исследовательского института охраны материнства и младенчества родились её отец и дочь, а в Школе архитектурно-художественного творчества училась она сама.

Иллюстрация: Ася Чашкина.

Некоторых зданий, изображённых на картинах Аси, уже не существует. Одно из таких – лютеранская церковь, которую снесли в конце 1930-х годов. Теперь на её месте находится Дом артистов. Заказчик картины приобрёл здесь квартиру и заинтересовался историей дома. Ася изучила архивные материалы и создала полотно с лютеранской кирхой.

Иллюстрация: Ася Чашкина

– Было сложно собрать работы, так как в большинстве своём они находятся в частных коллекциях. Асе пришлось со всеми договариваться, даже из Лондона предоставили работы, – отмечает замдиректора музея Владимир Быкодоров. – Мы хотели открыть выставку в конце марта, были полностью готовы, но ситуация изменилась. Однако, мне кажется, что эта пауза не повредила. Нас открыли – и этот проект как раз совпал с Днём города.

Выставка будет открыта для посетителей до 13 сентября.

Иллюстрация: Ася Чашкина
Иллюстрация: Ася Чашкина
Фото: Галина Соловьёва
Фото: Галина Соловьёва

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №149 от 15.08.2020
Областная газета Свердловской области