«Магомаев»: любовная мелодрама вместо байопика

Муслим Магомаев (Милош Бикович) и Тамара Синявская (Ирина Антоненко) во время совместного выступления. Кадр из сериала «Магомаев»

Муслим Магомаев (Милош Бикович) и Тамара Синявская (Ирина Антоненко) во время совместного выступления. Кадр из сериала «Магомаев»

На «Первом канале» завершился показ восьмисерийного телесериала «Магомаев» о великом советском певце Муслиме Магомаеве (реж. Дмитрий Тюрин и Роман Прыгунов). Перед создателями фильма стояла тяжелейшая задача – в восьми сериях отразить жизнь одного из самых популярных артистов СССР.

К подбору актёров на главные роли сериала привлекли вдову исполнителя Тамару Синявскую. После долгого кастинга на роль Муслима Магомаева был утверждён сербский актёр Милош Бикович, который в последнее время крайне популярен в России (комедия «Холоп» побила все рекорды в российском прокате). Серб имеет довольно большое внешнее сходство с молодым Магомаевым – именно это стало одним из главных аргументов в пользу Биковича. На роль Тамары Синявской была утверждена екатеринбургская модель, обладательница титула «Мисс Россия-2010» Ирина Антоненко.

Сериал начинается с победы Магомаева на международном конкурсе в польском Сопоте. Его популярность в конце 60-х годов была просто невероятной: полные стадионы по всему СССР, зарубежные гастроли, толпы поклонниц, сутками стоящих у гостиницы (Магомаев с его графиком предпочитал жить в гостиницах). Создатели телефильма решили сконцентрироваться именно на этом времени: нет воспоминаний о детстве или, наоборот, подробностей о последних годах жизни. Есть молодой, обаятельный, популярный Магомаев. Надо сказать, что Бикович сыграл очень достойно. Он провёл кропотливую работу – перенял манеры мэтра, его сдержанность. Справилась с ролью и Ирина Антоненко, для которой это была первая крупная главная роль в карьере. На неё ложилась двойная ответственность, ведь Тамара Синявская пристально следила за производством картины. Но в итоге Антоненко, которой, казалось бы, куда ближе мир гламура, была крайне органична в образе скромной восходящей звезды Большого театра.

Если говорить о сюжете, то о творческой составляющей сказано совсем немного. Да, представлены фрагменты некоторых выступлений, записи нескольких песен, в том числе «Синяя вечность», создававшаяся во время «ссылки» в Азербайджан, сотрудничество с «Союзмультфильмом». Но по большому счёту, картина строится вокруг любовной линии, вокруг взаимоотношений Муслима Магомаева и Тамары Синявской – попытки ухаживания со стороны Муслима, совместные гастроли, на которых артисты сближаются, кризис в отношениях и финальное выступление, как хэппи-энд – всё это отражено на экране.

Второй линией телефильма стало уголовное преследование Муслима ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). На одном из концертов в Ростове-на-Дону Магомаев вместо зала филармонии выступил на стадионе, где, конечно, было гораздо больше зрителей. Уже после концерта певец получил тройной гонорар за это выступление, хотя изначально сумма была меньше. Из-за этого у Магомаева были серьёзные проблемы, ему запретили выступать за пределами Азербайджана. Вообще, в последних российских фильмах и сериалах про СССР большое внимание уделяется именно вот этим партийным подковёрным играм, и «Магомаев» не стал исключением. Вспоминается и «Движение вверх», где партработник в исполнении Марата Башарова плёл интриги, и «Легенда №17», где Анатолий Тарасов не смог полететь со сборной СССР на хоккейную Суперсерию в Канаду опять же из-за того, что не пошёл на поводу у власти.

И ещё один неоднозначный момент. Муслим Магомаев в сериале показан практически идеальным. Но поклонники знают – к концу 60-х у Магомаева уже была дочка и неудачный брак, о которых в фильме не сказано ни слова. Да и не был Муслим таким примерным: мол, даже с поклонницами никогда не общался. Создалось ощущение, что авторы картины всё же слишком хотели угодить Тамаре Синявской, пытаясь уйти ото всех «сомнительных» моментов его биографии. Хотя, как знать, может, это и к лучшему.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №52 от 24.03.2020 под заголовком ««Магомаев»: любовная мелодрама вместо байопика».
Областная газета Свердловской области