Марлен Хуциев. Кумир поколения, не ставший вожаком восстания

Кадр из фильма «Упрямец Хуциев»

Кадр из фильма «Упрямец Хуциев»

Есть такие люди, которые, кажется, были с нами всегда. Такими, к примеру, были Владимир Зельдин и Владимир Этуш. Из этого же ряда и Марлен Хуциев. Вот и настал тот день, когда мы остались и без него тоже. Старейший российский режиссёр скончался в возрасте 93 лет.

Имена эти поставлены в один ряд не только потому, что принадлежат долгожителям, приблизившимся или даже перешагнувшим недоступный для большинства вековой рубеж. Они начинали в те времена, которые нам известны только по учебникам истории, но и в наше время оставались на виду, давая призрачную надежду, что эликсир вечной молодости всё-таки существует… Всё-таки нет.

Даже если бы «Весна на Заречной улице», снятая в 1956 году, осталась единственной работой Марлена Хуциева, он бы уже вошёл в историю отечественного кино с парадного входа. Пожалуй, впервые на экране появились настоящие люди, а не маски, у которых каждая эмоция, каждое движение доведены до гротеска. Но в начале 60-х была ещё и «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») – главный фильм, рождённый эпохой оттепели и лучше всех её запечатлевший. Почувствовать атмосферу легендарных поэтических вечеров в Политехническом можно практически только в фильме Хуциева.

«Заставу Ильича» можно было бы назвать манифестом поколения шестидесятников, но само слово «манифест» к Хуциеву вряд ли применимо. Скорее исповедь, причём с такой особенной сентиментальной интонацией, которая свойственна только людям восточного воспитания. Эти и другие фильмы Марлена Хуциева, с одной стороны, о конкретном времени со всеми присущими только ему атрибутами, но при этом – о вечных проблемах, поэтому и смотреть их можно до сих пор, они по-прежнему актуальны.

Когда в декабре 2008 года часть российских кинодеятелей взбунтовалась против Никиты Михалкова, именно Марлена Хуциева выдвинули знаменем этого бунта, избрав председателем Союза кинематографистов. Но быть совестью профессии и вожаком восстания – это всё-таки два разных предназначения. Восстание было быстро и бескровно подавлено.

В 2003 году Марлен Хуциев начал снимать фильм «Невечерняя»: диалоги двух гигантов – Льва Толстого и Антона Чехова - на самые разные темы. Из-за безденежья съёмки растянулись до 2014 года. Премьеру обещали ещё два года назад, теперь обещают нынче. Получается, что «Невечерняя» стала творческим завещанием мастера.

  • Опубликовано в №48 от 20.03.2019
Областная газета Свердловской области