«Мы не столица, здесь иные ценности»

Одним из главных достоинств «России» кинематографисты считают именно зрителя. На фото многолетняя традиция – на открытии гости «заряжают» призы фестиваля своей энергией. Фото: Пресс-служба фестиваля «Россия»

Одним из главных достоинств «России» кинематографисты считают именно зрителя. На фото многолетняя традиция – на открытии гости «заряжают» призы фестиваля своей энергией. Фото: Пресс-служба фестиваля «Россия»

Для участия в юбилейном киносмотре было подано около 500 заявок из 12 стран. Уже второй год подряд на «России» будут проведены сразу два конкурса – документальный (27 картин) и телевизионный (18). О нынешних работах и о том, как менялся фестиваль за эти 30 лет, мы поговорили с программным директором Инной ДЕМЕЖКО.

– Инна Александровна, вы в команде с самого первого фестиваля. Тогда, в 1988 году, было ощущение, что он будет жить так долго?

– Мне тогда было 28 лет, а в этом возрасте ощущение времени совсем иное. Казалось, что и я буду жить долго, и фестиваль, естественно, тоже… Первый Всесоюзный фестиваль неигрового кино вызвал необыкновенный резонанс в обществе. Во-первых, в Свердловске была подготовленная к восприятию документального кино публика. Во-вторых, настал момент, когда люди с упоением следили за политическими коллизиями, им хотелось быть частью истории страны. Сейчас мы этого не наблюдаем. Люди? скорее, хотят быть частью Фейсбука, и чтобы их недоеденные куски пиццы тоже были этой частью. А тогда все претендовали на яркую активную жизненную позицию. Всем хотелось яркой жизненной позиции. И перестроечное фестивальное кино давало ориентиры именно на это.

Инна Демежко, программный директор фестиваля "Россия". Фото: Пресс-служба фестиваля "Россия"

– Понятно, что фестиваль с годами менялся – менялся зритель, менялось само кино. Оглядываясь назад – чего не хватает киносмотру сегодня, и что он за эти 30 лет приобрёл?

- Начинать всегда надо с плюсов. Фестиваль традиционно проходит в Екатеринбурге. Мы можем сколько угодно говорить, что мы третья столица, пятая столица. Но это не столица. Здесь иной дух, иной образ жизни, иные люди. А главное – здесь иные ценности. Если в столице какие-то нравственные, этические моменты достаточно нивелированы, то у нас они ещё есть. У нас ценят гостеприимство, у нас любят гостей. Я имею в виду гостей фестиваля. Любят не потому, что чего-то от них надо. Нет. Любят за то, что они наши единомышленники. И плюс именно в том, что мы сохраняем теплоту, гостеприимство и живой интерес к человеку. И ещё одно – пусть это прозвучит несколько самоуверенно – мы помогаем сохраняться кинематографу как искусству. Не как придатку телевидения, соцсетей, СМИ, а как уникальному виду искусства. Уже 30 лет фестиваль продвигает к зрителям именно такие фильмы.

– А минусы?

– Поскольку всё вокруг меняется, нам тоже очень непросто. На фестиваль ходит не так много молодёжи, к сожалению. И на данном этапе мы пока не совсем представляем, как её к себе привлечь, сохраняя высокую планку кино. Но мы не опускаем рук. Если пытаться преодолевать трудности – а это просто необходимо делать, чтобы жить дальше, – то можно добиться настоящего. Уверена, у фестиваля ещё не один год впереди. 30 лет – это зрелость. И аккумулируя собственные ошибки (кто живёт без ошибок) и свои же достижения, мы идём по верному пути.

Фестиваль "Россия" пройдёт с 1 по 6 октября на площадках Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Новоуральска, Невьянска, Первоуральска и Нижнего Тагила.

– Продолжим разговор о молодёжи, но уже не о зрителях, а о режиссёрах. Наверняка помните самые яркие имена, которые открыл фестиваль?

– На нашем фестивале получали свои первые награды практически все ведущие режиссёры-документалисты и те из них, кто впоследствии уходил в игровое кино. Свои первые документальные работы показал на «России» Алексей Федорченко. А сейчас объяснять людям, кто такой Федорченко, не приходится. Он и вернулся к нам на юбилейный фестиваль документалистом, ненадолго оставив игровое кино. На «России» он покажет необыкновенно интересную и важную работу «Кино эпохи перемен». Важную для Екатеринбурга, для киношников, для региональных киностудий…

Или Андрей Осипов, получивший на «России» главный приз за дебютную картину. Сергей Дворцевой (номинант премии «Оскар» с фильмом «Айка», лауреат Каннского фестиваля, член жюри Американской киноакадемии. – Прим. «ОГ») один из своих первых призов за курсовую работу «Счастье» тоже получил у нас. Наталии Гугуевой (лауреат «ТЭФИ», главный режиссёр доккино «Первого канала». – Прим. «ОГ») на «России» вручили один из первых призов (а точнее, сразу три награды) за фильм «Форсаж». И это далеко не всё.

– Ещё за время существования фестиваля появились режиссёрские династии.

– Кино – вообще профессия династийная, это понятно. Сейчас к нам приезжает поколение режиссёров, чьи родители участвовали в нашем фестивале. Например, в этом году в программе картина Валерия Тимощенко «Комбриг» соперничает с фильмом «Реанимация», который в соавторстве со Станиславом Ставиновым снял Андрей Тимощенко – сын Валерия. У нас был случай, когда Сергей Мирошниченко состязался в один год в конкурсе со своей дочерью Марией Миро. А Андрей Головнёв? Он тоже «входил в кинематографический возраст» у нас, а теперь его сыновья участвуют в программе практически ежегодно. В 2018-м был Иван Головнёв, нынче – Владимир Головнёв. Или Алексей Погребной, который вошёл в состав жюри документального конкурса, а его сын Антон является участником телевизионного конкурса.

– В последние годы в программе фестиваля всегда много дебютов – нынче их семь. Каковы впечатления отборочной комиссии от молодого кино?

– Молодёжь достаточно упорна в поиске своего языка в кинематографе. Их попытки порой излишне экстравагантны, во всяком случае для меня. Но рано или поздно упорная работа принесёт свои результаты. В разнообразии жанров молодёжь, к сожалению, не очень сильна и предпочитает эклектику. Но это зрелище бывает действительно смешно, изобретательно и тонко. Сегодняшние начинающие документалисты любят комедию-лубок. Но ближе всего им жанр наблюдения. И – что очень модно сегодня – в кино вторгается журналистика. У нас даже есть отдельная интересная программа под названием «Кинопублицистика на телевизионном экране». Приглашаем всех.

 – Если говорить о географии фестиваля, мне кажется, год от года она сужается. Много Москвы, есть Питер, мало регионов, всё меньше заграницы… Сказывается политика?

– Сейчас очень трудно получить фильмы, например, из стран Балтии. Но вот из Грузии, откуда нам уже давно не присылали работы, в этом году пришла неожиданная картина Вахтанга Кунцева-Габашвили «Прозрачный мир». Что касается географии, то она, конечно, сужается. Из регионов остаются – Екатеринбург, Пермь, Краснодар, Киров, Новосибирск. Молодёжи хочется работать в столице, там сегодня проще обустроиться творческому человеку. И главное, все киношколы – в столицах. Допустим, в Екатеринбурге есть у кого учиться, однако нет киношколы как организации. Но сейчас Всесоюзный государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова открывает филиалы в регионах. Есть такой филиал в Ростове-на-Дону, в Иркутске. Так что молодая поросль в регионах зреет. Придёт и их час.

ЖЮРИ 

Председателем жюри документального конкурса фестиваля этого года станет писатель, киносценарист, глава Национальной ассоциации драматургов Юрий Поляков. Также в состав жюри документального смотра вошли: режиссёр, оператор, народный артист Кыргызской Республики Тынай Ибрагимов, киновед, руководитель представительства МКФ «Золотой Витязь» в Грузии Дали Окропиридзе и режиссёр, художественный руководитель киностудии «Вятка», обладатель Гран-при «России» 1996 года Алексей Погребной.

Что касается конкурса телевизионных документальных фильмов, то здесь судейскую коллегию возглавит профессор ВГИКа им. С.А. Герасимова Галина Прожико. Также в жюри вошли: проректор по информационной политике УрФУ, член Академии Российского телевидения Алексей Фаюстов, писатель, журналист, редактор отдела "ТелевЕдение" "Литературной газеты" Александр Кондрашов, литературный критик, публицист Платон Беседин и сценарист, режиссёр Ирина Васильева

  • Опубликовано в №178 от 01.10.2019
Областная газета Свердловской области