Центр «Эрмитаж-Урал»: что внутри? Фото

Эрмитаж-Урал

Фото: Алексей Кунилов

В Екатеринбурге осмотр хода строительства центра «Эрмитаж-Урал» провёл заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов. Вместе с ним на то, что теперь находится внутри реконструированного здания на Вайнера, 11 и как выглядит возведённая часть центра «Эрмитаж-Урал» посмотрели и корреспонденты «Облгазеты».

Торжественное открытие здания пройдёт в мае

Напомним, соглашение с Государственным Эрмитажем о создании на базе Екатеринбургского музея изобразительных искусств выставочного центра «Эрмитаж-Урал» Евгений Куйвашев подписал ещё в сентябре 2014 года. В 2015 году проект культурно-просветительского центра был впервые представлен на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ». Планировалось, что открытие объекта состоится в 2018 году, но сроки были перенесены из-за решения по финансированию, непредвиденных сложностей с застройкой и ещё на полгода задержалось возведение пристроя к Вайнера, 11, поскольку археологи обнаружили на месте строительства объекты, признанные культурной ценностью.

Слева направо: начальник Управления культуры Администрации Екатеринбурга Илья Марков, директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин, первый замдиректора АО «Корпорация «Атомстройкомплекс» Дмитрий Хватов, заместитель гендиректора Эрмитажа Алексей Богданов Фото: Алексей Кунилов

Теперь практически все проблемы позади, и журналистам объявили, что здание «Эрмитаж-Урал» будет введено в эксплуатацию уже в апреле.

Тут стоит ещё раз пояснить, что центр «Эрмитаж-Урал», по сути, состоит из двух частей – хорошо известного всем здания на Вайнера, 11 – оно же объект культурного наследия, а также современного пристроя, на месте которого ещё год назад был только котлован. Так вот как раз через этот пристрой мы и попадаем в центр. На первом этаже видим пространство, которое в дальнейшем будет холлом – здесь уже находятся лифт и эскалатор (понятно, что их установка в старом здании была бы невозможна). Тут же планируется открыть сувенирный магазин и разместить всю инфраструктуру, необходимую для современного музея.

– С сентября прошлого года мы полностью завершили работы по возведению каркаса, монтажу светопрозрачных конструкций, смонтирована и работает система отопления, инженерные сети уже на 80 процентов готовы, – рассказал первый заместитель директора АО «Корпорация «Атомстройкомплекс» Дмитрий Хватов.

Прямо во время нашей экскурсии шли отделочные работы, в нескольких залах проводилась подготовка полов к укладке паркета. Как уточнили в музее, чистовая отделка помещений запланирована уже на конец марта, тогда же пройдут пусконаладочные работы эскалатора и лифта.

Так выглядит пространство первого этажа, уже сейчас можно увидеть эскалатор Фото: Алексей Кунилов

– Вам можно позавидовать, – обратился к сотрудникам музея ИЗО заместитель гендиректора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов, – потому что вам очень повезло с подрядчиком, это правда. За небольшое время фактически построено здание. Мне кажется, что получилось очень красиво, современно. Конечно, здание ещё без внутренней отделки, но уже виден весь объём, видна идея. Торжественное открытие здания состоится в мае, а время до ноября будет использовано для монтировки выставочного, осветительного оборудования.

Директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин отметил, что окончательной даты открытия выставки пока нет, но скорее всего это произойдёт 11–12 ноября. К слову, выбор месяца очень символичен, ведь именно в ноябре 1945 года открылась постоянная экспозиция Эрмитажа, после того как сокровища музея были возвращены в Ленинград.

– Во время войны из Эрмитажа к вам, в Свердловск, были эвакуированы два эшелона экспонатов – это 1 млн 180 тысяч предметов, – рассказывает Алексей Богданов. – Был упакован и отправлен третий эшелон, но немцы успели перерезать дорогу. Его вернули в Эрмитаж, экспонаты разместили в подвале, присыпали песком, чтобы сохранить в случае обстрела. На чердаке до сих пор остались места, где видно, как разорвался снаряд… А за время пребывания коллекции Эрмитажа на Урале не был потерян ни один предмет!

Свердловску за сохранение сокровищ музея в дар от Эрмитажа была передана часть коллекции, но об этом чуть позже.

Важней всего – погода в доме

Теперь давайте прогуляемся по будущим выставочным площадям «Эрмитажа-Урала». Известный факт: несмотря на то что часть экспонатов Эрмитажа в войну была вывезена, а часть спрятана, сотрудники музея продолжали водить экскурсии, рассказывая посетителям – какие картины находились в пустующих ныне рамах. Примерно так же получилось и с нами – в ремонтируемых помещениях стены ещё пустуют, но Никита Корытин уже знает, где какие экспонаты будут располагаться.

– Это пространство никогда ещё не было доступно для посетителей, – показывает Никита Николаевич зал на первом этаже, – здесь находились наши фонды. Тут же хранились экспонаты Государственного Эрмитажа в годы войны. Посмотрите наверх – эти ригели (опорные балки. Прим. «ОГ».) – одна из причин, почему Эрмитаж оказался именно в этом здании. В начале XX века в здании размещалась типография «Гранит» с тяжёлым оборудованием, которое, соответственно, требовало тяжёлых железобетонных перекрытий. Это же гарантировало высокую сохранность коллекции.

На фото - ригели, о которых говорит Никита Корытин. Фото: Алексей Кунилов

Теперь в этом зале будут проходить временные выставки – по две в год. Общая площадь помещения составляет 360 кв. метров, что позволит развернуть проекты практически любого содержания – декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптуру. Кроме того, здесь уже есть все необходимые инженерные системы согласно требованиям Эрмитажа. Специалисты, которые готовили объект, проходили микро-стажировки на эрмитажных площадях в Санкт-Петербурге, поэтому в новом центре соблюдены все нормы, которые только могут предъявляться к современным музейным площадям. Никита Корытин в шутку (а может быть, и нет) говорит, что «Эрмитаж-Урал» может принять даже выставку из Лувра, если такая вдруг приедет в Екатеринбург.

– Главное – это система подготовки воздуха, климат, – поясняет директор музея ИЗО, – произведения наиболее чувствительны к переменам – разные материалы по-разному реагируют на изменение влажности, температуры и освещения. Это была принципиальная и самая сложная с инженерной точки зрения проблема. Над нашими головами, в потолке, скрыты все инженерные сети, которые будут обеспечивать эту непростую инфраструктуру управления климатом и безопасностью.

Поднимаемся на второй этаж. Как раз здесь будет располагаться постоянная экспозиция Западноевропейского искусства, подаренная Эрмитажем, которая переедет из здания на Воеводина, 5. Со второго этажа на третий ведёт винтовая лестница (пока она ещё на реставрации, поэтому наверх мы поднимаемся по обычной) – там, в мансарде, и работали в годы войны сотрудники Эрмитажа – не прекращалась научная деятельность, консультирование, готовились выездные проекты. Поэтому именно на третьем этаже (который теперь значительно достроен) будут находиться мемориальные экспозиции. Кстати, сюда, как и в зал на первом этаже, никогда раньше не было доступа посетителям.

Та самая винтовая лестница, ведущая на третий этаж. Фото: Алексей Кунилов

– Это пространство ещё и очень интересно архитектурно, – говорит Никита Корытин. – Помимо мемориальных залов, мы очень хотели открыть кровлю, это будет наша фишка. И это пространство мы постараемся тоже насытить чем-то интересным.

– Да, в Эрмитаже мы тоже активно задействуем чердаки, это очень интересный опыт. Здесь мы откроем всё-таки не саму кровлю, а стропильную систему, – уточняет Алексей Богданов. – И это место идеально подойдёт для каких-то необычных мероприятий – лекций, семинаров, интеллектуальных марафонов. Ведь Эрмитаж, вы же понимаете, это далеко не только выставки.

Честно говоря, уже очень хочется посмотреть на «Эрмитаж-Урал» в парадном виде. Но то, что это будет одно из самых интересных культурных пространств города, сомневаться не приходится уже сейчас.

На втором этаже идёт подготовка к укладке паркета. Фото: Алексей Кунилов
Фото: Алексей Кунилов
Фото: Алексей Кунилов
Алексей Богданов показывает третий этаж - стропильную систему, которая тоже станет открытым пространством музея. Фото: Алексей Кунилов
Так снаружи выглядит возведённый пристрой Вайнера,11. Фото: Алексей Кунилов
Фото: Алексей Кунилов
Фото: Алексей Кунилов

История здания центра «Эрмитаж-Урал»

Основным зданием, в котором разместится КПЦ «Эрмитаж-Урал», будет реконструированный и приспособленный для современного использования объект культурного наследия, расположенный на улице Вайнера, 11. Здание было возведено в 1912 году по проекту архитектора К.Т. Бабыкина. Там размещалась типография «Гранит», а в 1936 году были развернуты первые экспозиции вновь образованной Свердловской картинной галереи (с 1988 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств).

В годы Великой Отечественной войны в галерее хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные экспонаты Государственного Эрмитажа.

В декабре 2018 года состоялся аукцион на проведение строительно-монтировочных работ по созданию культурно-просветительного центра «Эрмитаж-Урал». Его победителем стала компания «Атомстройкомплекс». Немедленно начались разработка документации и демонтажные работы в реконструируемом здании.

Строительство пристроя было отложено, так как необходимо было проводить археологические раскопки. В 2019 году между генеральным подрядчиком, компанией «Атомстройкомплекс» и ГБУК Свердловской области «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» был заключён договор на проведение археологических изысканий на выявленном объекте «Культурный слой города Екатеринбурга середины середины XIX – начала XX веков по адресу: ул. Вайнера, 11». В результате археологических спасательных мероприятий было обнаружено 139 находок.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №038 от 03.03.2020 

Областная газета Свердловской области