Любовь к Отечеству и страсть: «чтобы вошёл ледяной дворец в историю»

постановка по мотивам классического романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом»

Новоуральский театр музыки, драмы и комедии представил спектакль «Ледяной дом» по мотивам классического романа Ивана Лажечникова Фото: ГАЛИНА СОЛОВЬЁВА

Премьерная постановка по мотивам классического романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом» в новоуральском Театре музыки, драмы и комедии может изрядно пошатнуть уверенность в том, что жанр мюзикла – это исключительно лёгкое и ни к чему не обязывающее развлечение. Спектакль «Ледяной дворец» Яны Русиновой из разряда тех, что развлекая поучают. Мюзикл об одном из самых сложных эпизодов российской истории новоуральцы сделали с поистине имперским размахом.

Роман Лажечникова, к сожалению, не попал в обойму тех произведений, которые изучают в школьном курсе русской литературы (в лучшем случае – в списки «книг на лето»). Что отчасти объяснимо – уж очень урожайной на подлинные шедевры выдалась отечественная словесность XIX века. И в то же время жаль, потому что позднее к «Ледяному дому» уже мало кто обращается. Хотя Ивана Лажечникова, одного из основоположников исторического романа на русском языке, современники называли русским Вальтером Скоттом. Его герои и сегодня воспринимаются как живые люди со всеми их понятными нам страстями, а не как покрытые пылью музейные экспонаты.

При том что главный режиссёр театра Яна Русинова впервые попробовала себя в жанре мюзикла, результат получился превосходный. Уже сама история, рассказанная Лажечниковым, так и просится на сцену. А тут ещё за дело взялись современные мастера своего дела (либретто Евгения Гаглоева и музыка композитора из Белоруссии Андрея Зубрича), так что материал у Яны Русиновой для работы был очень благодатный. Тут не только главные герои, а практически каждый выходящий на сцену получил возможность показать себя зрителю во всей красе. Тот самый случай, о котором актёр может только мечтать, когда в любой, даже эпизодической роли есть что сыграть.

Кстати, с творчеством Андрея Зубрича новоуральцы уже хорошо знакомы – в Театре музыки, драмы и комедии ставились «Ночь перед рождеством» и «Сорочинская ярмарка», музыку к которым также написал этот белорусский композитор.

Технически спектакль довольно сложный (благо в театре недавно появилось новое сценическое оборудование), но к чести всех задействованных служб надо отметить, что работают они безупречно – в считанные секунды кабинет Волынского превращается в ледяной дворец, а тот, в свою очередь, в покои императрицы или комнату княжны Мариорицы.

В спектакле «Ледяной дворец» показаны противоречивые страницы русской истории. Императрица Анна Иоанновна (Юлия Черепанова), её всесильный фаворит Бирон (Александр Колмогоров) и его яростный оппонент кабинет-министр Артемий Волынский (Александр Кандалинцев) – это один, можно сказать, треугольник – политический. Но есть и классический любовный треугольник – всё тот же Волынский, молдаванская княжна Мариорица (Анна Костарева) и воспитанник цыганской гадалки Василий (Алексей Бражник).

И вокруг этих основных линий уже выстраиваются в мелькающей последовательности пылкие признания, романтические свидания, неразделённая любовь, а хитрость и коварство встают на пути беззаветной преданности родине. Всё это в великолепных декорациях и костюмах в высшей степени противоречивой эпохи Анны Иоанновны, в которой пышные до неприличия праздники соседствовали с глубочайшим кризисом в стране. И возведённый кабинет-министром Артемием Волынским ледяной дворец – как вершина этого абсурдного расточительного безумия. Зачем он нужен? А императрица захотела, значит, должен быть. Чтобы вошёл ледяной дворец в историю. Он и вошёл. Только совсем не в ту её главу, о какой мечтала императрица.

постановка по мотивам классического романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом»
Они так и вошли в российскую историю неразлучной парой - императрица Анна Иоанновна и её фаворит Бирон. Фото: Галина Соловьёва

Анну Иоанновну мы привыкли воспринимать как некое недоразумение на российском престоле – десятилетие нескончаемых пышных праздников на фоне нищей страны. По степени вовлечённости в реальные дела страны она вполне могла бы повторить придуманную Жан-Жаком Руссо знаменитую фразу «Пусть едят бриоши, если нет хлеба», которую знаменитый философ вложил в уста безымянной принцессы. Здесь же Анна Иоанновна – глубоко несчастная женщина, мечтающая о простой человеческой любви, а не о приумножении богатств огромной империи. И никакие разнузданные празднества, как ни пытайся, не могут ей заменить простого, можно сказать, бабьего счастья.

Такой сюжет годится для любого жанра, пожалуй, в большей степени именно для мюзикла. Музыка Андрея Зубрича в «Ледяном дворце» больше, чем фон – она как рассказчик, голос за кадром. Весёлые мелодии балов сменяются тревожной темой, сопровождающей коллизии государственные, а ей на смену приходит пронзительная тема любви.

Закончилась история, показанная в спектакле, трагически. Так бывает, причём чаще, чем хотелось бы. Потому что зло на проделки хитро, а то, что всё же побеждает добро, верно, к сожалению, только для детской песенки.

постановка по мотивам классического романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом»
Кабинет-министр Артемий Волынский по прихоти императрицы построил ледяной дворец, но терзался тем, что не может с тем же усердием посвятить себя действительно полезным для государства делам. Фото: Галина Соловьёва

Подготовлено в соответствии с критериями,утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №213 от 20.11.2019 
Областная газета Свердловской области