Петипа как оливье. Вкусно ли?

«Приказ короля» в постановке Вячеслава Самодурова

По признанию хореографа-постановщика Вячеслава Самодурова, его интерес был «понять – можно ли сделать современный спектакль, используя лекала балетов-феерий Петипа». Можно. Сделано. Фото: Алексея Кунилова

Всю эту неделю Екатеринбург будет присутствовать в культурной повестке России как площадка I Международного музыкально-театрального фестиваля «Урал Опера Балет Фест». Старт дан мировой премьерой балета «Приказ короля», который посвящён памяти Мариуса Петипа – 200-летие со дня его рождения отмечает нынче весь мир. Именем Петипа освящён и весь фестиваль. До такой степени весь, что «дегустация темы» запланирована совместно с одним из ресторанов Екатеринбурга.

«Приказ короля» – название из наследия Петипа. Однако балет, созданный Вячеславом Самодуровым специально к фестивалю, к наследию выдающегося хореографа имеет отношение косвенное. Он задуман по лекалам, оставшимся фрагментам забытого балета. И эта реинкарнация вряд ли имела бы смысл, если бы не главный пафос всего фестиваля.

Организаторы намерены проследить метаморфозы академического искусства. Им хочется показать, что между классикой и авангардом нет пропасти, что «композиторы и хореографы сегодня ищут ответы на те же вопросы, которыми задавались их коллеги сто и двести лет назад». «Приказ короля» – наверное, самое очевидное тому подтверждение.

«Приказ короля» в постановке Вячеслава Самодурова

«Приказ короля» в постановке Вячеслава Самодурова – скорее фантазия по мотивам либретто забытых балетов Петипа. Фото: Алексей Кунилов

Главный мотив – путешествие на край света в поисках красоты – заимствован у Петипа, а дальше Самодуров вполне себе творчески самовольничает. Правда, в духе самого Петипа. Тот, как известно, был мастер на выдумку и не гнушался присваивать всё, что могло работать на идею. Самодуров с командой во имя идеи тоже присваивают многое из смежных искусств, вплоть до… вокальных джазовых импровизаций. И это – в балете! Этакий микс. В отдельно взятом спектакле, как эксперимент, – вполне себе. Даже интересно. А вот микс в масштабах целого фестиваля вызывает вопрос.

То ли оттого, что фестиваль первый и стартовать хочется ярко, то ли оттого, что организаторы хотят если не переплюнуть известные аналогичные фестивали вроде Дягилевского в Перми или Шаляпинского в Казани – так или иначе, в первое своё творение для его вкусности они решили привнесть побольше ингредиентов. Очень «побольше». Считайте: параллельно на двух площадках, в Екатеринбургском оперном и Ельцин Центре, – три мировые премьеры, включая дивертисменты для немого кино и музыкальных ансамблей, шесть выдающихся кинопоказов, сольный концерт юной пианистки, лучшие спектакли Оперного театра с участием приглашённых звёзд, большая симфоническая программа, наконец – ещё одна премьера, спектакль «OYSTER» («Устрица») на музыку Леонкавалло, Пьяццоллы и других авторов, который к нам привезут артисты из Тель-­Авива, а ещё – вручение премии молодым музыкальным критикам «Резонанс»…

Употребляя эпитет «выдающиеся» – ничуть не ёрничала. Всё и впрямь на полном серьёзе. Глобально. Здорово. Спасибо, что нам дают шанс посмотреть и послушать. Только если британский документальный фильм про Нуреева «Его сцена – весь мир» вполне вписывается в разговор о наследии Петипа и метаморфозах классики, то «Аида», пусть и с участием любимицы публики Анны Нетребко, – это уже где-то рядом. А опера «Снегурочка» при чём? А концерт пианистки-вундеркинда?

Если воспользоваться названием «гастрономического события» в рамках фестиваля, то именно это и получается – «Петипа как оливье». У любимого россиянами салата, как известно, – несколько названий: русский, классический, зимний… В зависимости от вкусовых предпочтений в него можно добавлять хоть солёные огурчики, хоть раковые шейки. Единственного рецепта нет. Всё можно. Всё вкусно. Но уж если темой сезона сами же организаторы фестиваля выбрали Петипа, хотелось бы сочетаемости ингредиентов.

Впрочем, ингредиенты – вещь, конечно, первостатейная в оливье, но не единственно важная. Заправка! Вот что объединяет, соединяет парадоксальную порой в оливье рецептуру, что придаёт вкус (причём на любой вкус – и для меломанов, и для обычных зрителей) и обеспечивает хорошее усвоение. А без чего у нас не бывает оливье ни на одном столе? Что служит его отличительным признаком? Правильно: майонез. В качестве этой вкусной обволакивающей заправки организаторы фестиваля предлагают обширную образовательную программу. Да-да, лекции. Но вот тут – внимание. Не кривитесь от скучного слова.

Если фестиваль – обычно и прежде всего зрелище, то просветительская часть «Урал Опера Балет Фест» хоть и обращена к интеллекту, подобрана по принципу «Поучать развлекая». Судите сами. Специалисты Российского института истории искусств, Санкт-Петербургской консерватории и иже с ними готовы говорить с жаждущими познаний на самые разнообразные темы – от взаимоотношений композитора и Интернета до частной жизни балерин XIX века. То есть от высоких тем до анекдотических. Наконец, готовы вступить с публикой в открытую дискуссию «Русское имперское: возможно ли сегодня большое искусство?». Словом, не заскучаешь. Не набьёшь оскомину однообразием. Может, даже наоборот? Вот тут излишества (интеллектуальные!) даже в интересах фестиваля, его идеи. «Под соусом» любопытной просветительской программы удобоваримее, понятнее станут для широкой публики некоторые сложные категории балета, искусства весьма условного, а заодно и симфонической музыки. Последняя хоть и присутствует на «Урал Опера Балет Фест» под знакомыми со школы именами, например – «Печорин-сюита», но явно же не из разряда массового искусства.

Грех вроде быть в претензии на изобилие – хоть застолья, хоть культурного «меню». Но много всего и за раз не всегда на пользу. Вопрос на будущее фестиваля (пусть у него будет долгая жизнь): может, лучше не переедать, а посмаковать? Я – о чистоте жанра.

«Пляшущие человечки» Петипа

«Пляшущие человечки» Петипа – единственное, что сохранилось от некоторых балетов выдающегося хореографа

  • Опубликовано в №190 от 16.10.2018
Областная газета Свердловской области